2 типа ручных лебедок, их особенности и факторы выбора

Все разнообразие жизненных ситуаций невозможно предугадать. Сама наша жизнь непредсказуема и от того особенно прекрасна.

Однако, бывают случаи, когда эта самая непредсказуемость ставит нас в очень затруднительное положение, и для успешного решения возникшей проблемы необходимо специальное оборудования.

Например, ваш автомобиль забуксовал в лесу, а рядом нет того, к кому можно обратиться за помощью, как быть в такой ситуации?

  • 2 типа ручных лебедок, их особенности и факторы выбора

  • Имеется множество вариантов решения этой задачи, безвыходных ситуаций, как известно, не бывает, однако, если в вашем арсенале имеется обычная механическая, ручная лебедка, все разрешится просто, быстро и рационально.
  • 2 типа ручных лебедок, их особенности и факторы выбора

Хотя лебедка может оказаться незаменимым помощником в строительных, ремонтных и других работах, где необходимо перемещать тяжелые предметы и конструкции. Именно поэтому, очень многие задумываются над тем, что бы приобрести этот полезный инструмент.

2 типа ручных лебедок, их особенности и факторы выбора

2 типа ручных лебедок, их особенности и факторы выбора

2 типа ручных лебедок, их особенности и факторы выбора

2 типа ручных лебедок, их особенности и факторы выбора

2 типа ручных лебедок, их особенности и факторы выбора

2 типа ручных лебедок, их особенности и факторы выбора

  1. Начиная поиски мы, как правило, просматриваем специализированные сайты, но посмотрев на фото ручной лебедки, многие впадают в состояние некоего ступора — сложность конструкции пугает, а как с ней обращаться человеку впервые взявшего в руки, вообще представить достаточно трудно.
  2. 2 типа ручных лебедок, их особенности и факторы выбора

  3. В самом деле, все не так страшно, а потому давайте посмотрим, что представляет собой лебедка, а также в чем особенности ее конструкции, которые необходимо знать и учитывать в процессе выбора.
  4. 2 типа ручных лебедок, их особенности и факторы выбора

Назначение лебедки очевидно – передвижение тяжелых грузов в горизонтальной плоскости. В данном случае не нужно путать с талями – они предназначены для вертикального подъема.

Заметим: некоторые умельцы могут использовать лебедку в качестве подъемного механизма, для чего крепят один ее конец где-то на потолке или используют систему шкивов.

  • Говорить об этом в этой статье нецелесообразно, мы рассмотрим только особенности лебедок как таковых, а где использовать – вы разберетесь или найдете нужный материал самостоятельно.

В настоящее время широкое распространение получили два основных типа, это рычажная ручная лебедка и барабанная. Поскольку конечный результат один, но решается задача по-разному — их принцип действия существенно отличается, рассмотрим каждую конструкцию подробнее.

Барабанные конструкции

Прежде всего, рассмотрим ручную лебедку барабанного типа. Внешне она очень похожа на те, что мы привыкли видеть на вездеходах: мощный барабан, на который намотан трос и механизм, заставляющий его вращаться.

Конструктивно лебедка барабанного типа состоит:

  • Редуктора — он увеличивает тяговый характеристики и осуществляет передачу вращения от ручного привода к барабану;
  • Барабана, на который наматывается тяговый трос;
  • Механизма укладки, он равномерно распределяет трос по барабану и не позволяет ему спутаться;
  • Стопорного механизма, который не позволяет разматываться тросу самостоятельно, а также надежно фиксирует положение барабана;
  • Рамы, на которой собран весь механизм в единую конструкцию.

Принцип работы барабанной лебедки прост: вращение через редуктор передается на барабан и он, наматываясь, тянет груз за собой. Стопорный механизм не позволяет откатиться грузу. Все барабанные конструкции представляют собой тросовые лебедки и имеют ограниченную длину троса.

Очень важный элемент барабанной лебедки – редуктор, он может быть шестеренчатым и червячным. Важно заметить — червячная лебедка более безопасна с наиболее надежным стопорным механизмом, но имеет большие габариты и позволяет тянуть меньший по своей массе груз.

Основными достоинствами барабанных лебедок необходимо считать относительную простоту конструкции, что значительно облегчает ремонт и обслуживание, а также, очень надежный и простой стопорный механизм.

  1. Главные недостатки: большие габариты и масса, а также — ограниченность длины используемого троса.

Рычажные конструкции

Конструкция рычажной лебедки представляет собой специальный корпус или раму, с размещенным внутри механизмом, принцип действия которого основан на эффекте рычага.

Изначально рычаг находится в исходном состоянии и специальным механизмом захватывает трос. Пользователь вручную тянет рычаг и вместе с ним перемещает трос в крайнее положение, после чего стопорный механизм фиксирует трос, а механизм захвата отпускает его.

Рычаг переводится в исходное положение, и механизм захвата опять захватывает трос, при движении рычага, стопорный механизм отпускается. Поступательными движениями груз постепенно перемещается.

  • Достоинством рычажных механизмов, если их сравнивать с другими типами ручных лебедок в том, что они более компактны, позволяют тянуть груз большей массы, а длина троса не ограниченна.
  • Кроме всего прочего, рычажные лебедки более удобны, их корпус не обязательно закреплять во время работы, а в качестве троса часто используют специальный ремень, который проще упаковывать и перевозить, да и стоит он гораздо меньше чем стальной трос.

На что следует обращать свое внимание, выбирая лебедку

Ответить на вопрос, какая лебедка лучше однозначно невозможно. У каждой из конструкций имеются свои достоинства, и недостатки. Механизм рычажных лебедок сложнее, точнее – они имеют более сложную конструкцию механизмов фиксации троса.

  1. Кроме того, к раме, на которой монтируют рычажный механизм лебедок, предъявляются повышенные требования: на нее ложится вся нагрузка, она должна быть сделана особенно тщательно и из прочных сплавов.

В то же самое время — удобство и компактность делают рычажные механизмы транспортабельными и удобными в эксплуатации.

  • Если вы выбираете лебедку для легкового автомобиля, то знайте, что тяговые характеристики должно быть порядка одной тонны – в этом случае у вас будет необходимый запас по мощности, что позволит вытаскивать грузы под некоторым углом.

Обращайте особое внимание на механизмы фиксации и укладки троса – от их качества будет зависеть ваша безопасность. Смотрите на устройство зацепа, оно должно быть удобным и качественным.

  1. Вообще, лучше отдать предпочтение конструкциям от известных производителей, которые дают гарантию на свою продукцию и обеспечивают их необходимыми сертификатами качества и надежности.

Фото ручной лебедки

  • Также рекомендуем посетить:

Ручная лебедка для автомобиля: 2 типа устройства механизма

Автомобильная лебедка – ценный для каждого водителя аксессуар, но далеко не каждый придает ему должное значение, пока не окажется в хляби проселочной дороги.

Рассматриваемые устройства компактны и относительно недорого стоят.

Что собой представляет ручная лебедка для автомобиля и для кого она будет наиболее полезна? На какие факторы стоит ориентироваться при выборе рассматриваемого инструмента?

2 типа ручных лебедок, их особенности и факторы выбора

Безнадежно застрять может не только внедорожник.

Ручная лебедка для автомобиля может понадобиться и грибникам, рыбакам или дачникам, которые далеки от экстремального вождения, но периодически вынуждены преодолевать суровое грунтовое дорожное покрытие.

Также рассматриваемое приспособление актуально при необходимости поднимать или перемещать грузы в условиях производственного процесса или во время строительных работ.

Такая популярность обусловлена тем, что стоимость ручного устройства существенно ниже лебедки с электроприводом. Также стоит отметить неприхотливость к эксплуатационным условиям, поэтому открывается возможность применять механизм при любой погоде на открытой площадке.

2 типа ручных лебедок, их особенности и факторы выбора

Ключевое направление использования – лебежение, то есть транспортировка груза в горизонтальной плоскости посредством волока, поэтому, чтобы реализовать подъем груза, стоит воспользоваться дополнительным приспособлением и установить лебедку на балке. Необходимо также соблюсти важное условие – высота установки не должна превышать человеческий рост, поскольку удобство управления механизмом пользователем должно быть на первом месте.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, посвящённую тому, как изготовить лебедку из стартера своими руками.

Преимущества ручной лебедки

Между ручными лебедками и устройствами с электроприводом многие автовладельцы выбирают именно первый вариант. Обусловлена данная тенденция следующими особенностями автоматических лебедок.

  1. Высокая стоимость, которая может достигать тысяч евро.
  2. Утяжеление передней зоны авто, что не лучшим образом отображается на проходимости внедорожника.
  3. Быстрая разрядка двигателя машины при использовании автоматических лебедок.

Подытожив полученную информацию, стоит выделить такие преимущества ручной лебедки, как: простота эксплуатации и удобство установки, отсутствие зависимости от источника энергии, стойкость к пониженным температурам, запыленности и высокой влажности.

Виды ручных лебедок

Чтобы понять, какую выбрать ручную лебедку для автомобиля, стоит разобраться с особенностями каждого вида. Речь идет о барабанных и рычажных механизмах, каждый из которых обладает своими достоинствами при определенных условиях.

Барабанные

Барабанные установки оснащены металлической платформой, которая должна быть зафиксирована на твердой поверхности. На платформе крепится барабан, а на него, в свою очередь, намотан трос.

Учитывая тип передачи, стоит выделить червячные и шестеренчатые варианты.

Рукоятка располагается сбоку барабана, ее вращение приводит к тому, что трос наматывается и формируется тяговое усилие, в котором и нуждается пользователь для перемещения объекта, закрепленного на крюке.

Преимущество червячного типа передачи заключается в простоте реализации системы для остановки лебедки, что существенно повышает шансы на безопасную эксплуатацию со стороны пользователя. Также червячная ручная лебедка для внедорожника может фиксироваться многочисленными способами и отличается высоким уровнем надежности.

Тем не менее, отрицательные качества также имеются. Из-за существенных габаритов использовать червячную лебедку в гараже намного удобнее.

Механизм рассчитан на тягу достаточно небольшого по массе груза. Также ложку дегтя добавляется сложность червячного редуктора, его чувствительность к грязи и необходимость постоянно обслуживать.

В качестве мобильного устройства данный вариант будет не лучшим.

Конструкция шестеренчатых моделей также представлена редуктором с ручкой и барабаном, однако производственный процесс более простой, поэтому и стоимость таких лебедок ниже по сравнению с червячными.

Для фиксации троса используется храповик, надежность которого не должна вызывать сомнений. Обслуживание редуктора также менее обременительное. Единственное, на что стоит обращать пристальное внимание – качество металла, используемого для изготовления пары шестерен.

Не гонитесь за дешевизной и отдавайте предпочтение известным, проверенным брендам.

2 типа ручных лебедок, их особенности и факторы выбора

Несмотря на то что на выбор пользователя два варианта конструкции барабанных лебедок, оба они не слишком ценятся ввиду следующих недостатков.

  1. От размера механизма напрямую зависят габариты барабана, следовательно, длина троса может быть ограничена.
  2. Механизм укладки троса принято считать слабым местом таких аксессуаров. Нагрузка рано или поздно может оказаться чрезмерной и механизм выйдет из строя, что будет непременно нервировать пользователя, поскольку трос будет попадать в шестерни редуктора.
  3. Маленький внутренний диаметр барабана также нельзя назвать достоинством. Использование стального троса способствует сильному изгибу, поэтому интенсивная эксплуатация быстро выведет инструмент из стоя.

Рычажные

В большинстве случаев для эксплуатации с целью вызволения автомобиля водители используют лебедки ручные рычажные. Традиционно их конструкция предполагает наличие металлической рамы, внутри которой и располагается механизм.

Храповый механизм активируется при использовании рычага, которым совершаются качательные движений.

Барабан в данном случае также имеется на него наматывается трос, но если сравнивать с барабанными лебедками, в данном случае он намного меньше по диаметру.

Храповик – это своего рода оснащенное упорными зубьями колесо. Специальный штырь-фиксатор упирается поочередно в каждый зубец, за счет чего трос натягивается, а колесо не прокручивается в обратную сторону.

Разумеется, рама лебедки принимает на себя всю нагрузку, следовательно, вы должны быть уверенны, что при ее изготовлении использовался металл надлежащего качества и соответствующей толщины.

Если для рамы рычажной лебедки использовался металл, толщина которого не превысила 3 мм, стоит отказаться от такого варианта.

2 типа ручных лебедок, их особенности и факторы выбора

Компактность является ключевым достоинством лебедки рассматриваемого типа. Также она не нуждается в надежной фиксации на основании, следовательно, ее эксплуатация возможна при любых неблагоприятных условиях даже в непроходимых зонах.

Помните, что размер намоточного барабана определяет величину усилия, которое вам придется приложить. Не стоит выбирать модели с барабаном, диаметр которого меньше 45 мм.

И без того функциональную рычажную лебедку можно усовершенствовать посредством следующих дополнительных элементов.

  1. Канат пригодится при необходимости использовать дополнительные стропы.
  2. Телескопическая рукоятка увеличивает тягу механизма.
  3. Трос – металлический или синтетический, стоит выбирать с учетом габаритов и веса машины, а также цели использования.

Параметры выбора

Существует несколько основополагающих критериев, которые стоит брать во внимание при выборе ручной лебедки.

  1. Расчетная и предельная нагрузка, которую сможет выдержать крюк агрегата.
  2. Оптимальный диаметр каната.
  3. Уровень перемещения троса за один оборот.
  4. Максимально допустимая нагрузка, которую сможет принять рычаг, также важна его длина.
  5. Габариты установки без учета рычага, а также его вес без учета троса.
  6. Отдельно стоит выделить такой параметр как тяговое усилие. Это ключевой показатель грузоподъемности, который влияет на допустимый для перемещения вес груза. Данный показатель может варьироваться в пределах 0,03-3,2 т.
  7. Длина троса может составлять от 1 до 40 метров. Для барабанных моделей рассматриваемый параметр будет максимальным, это же касается монтажно-тяговых установок, которые являются подвидом рычажных, но предназначены преимущественно для монтажных работ и поднятия тяжестей во время строительства. Для стандартных рычажных механизмов длина тросов может достигать 20 метров, для работы в условиях гаража этого более чем достаточно. Рассматриваемый показатель важен, если лебедка продается без троса и его нужно покупать дополнительно. Его покупка также станет необходимостью, если подходящая вам по остальным параметрам лебедка комплектуется слишком коротким тросом.

2 типа ручных лебедок, их особенности и факторы выбора

Итоги

Таким образом, червячные приспособления не такие мобильные, как хотелось бы, но для работ в условиях гаража они подходят наилучшим образом. Для эксплуатации в походных условиях лучше выбирать рычажные варианты, которые отличаются простотой и компактностью.

(Пока оценок нет) Загрузка…

Лебёдка ручная. Описание, особенности, виды и цены ручных лебёдок

Таскатель, нефтянка, тросовый домкрат, лягушка, туапсинка и душанбинка. Все это – названия ручной лебедки. В одних отражен род деятельности, в других особенность внешнего вида, а в третьих места производства.

В частности, в советские времена лебедки поставляли заводы Туапсе и Душанбе. Там же выпускали тали. И внешне, и по строению они похожи на лебедки. Статья посвящена последним. Но, в начале, разберемся в отличиях от талей.

Описание и характеристики ручной лебедки

Ручная лебедка – устройство для перемещения грузов по горизонтали. Тали же передвигают тяжести по вертикали, то есть, снизу вверх. Однако, есть комбинированные модели, в которых два механизма совмещены.

Строение лебедки основано на барабане с намотанным на нее тросом. За него тянут грузы. Минимальная нагрузка для лебедок – 150 килограммов, а максимальная – 10 тонн. Сколько выдерживает конкретная модель можно проверить лишь опытным путем.

Производители заявляют грузоподъемность лебедок. Но, тот же опыт подсказывает, что китайские установки, к примеру, склонны выдерживать меньше нормы.  В соответствии с заявкой производителя работают, как правило, российские лебедки. Их, в основном, поставляет завод Армавира.

На пределе нагрузки у лебедок рвется трос. Подстраховываясь, избегают его металлических вариантов. Порвавшись и отпружинив, такие могут нанести серьезные увечья.

Предпочтительны канатные тросы. Их длина в лебедках разных моделей тоже разнится. Минимум – 1,5 метра, максимум – 10.

К барабану с тросом в лебедке прилагается передача в виде зубчатого привода, рычага с храповиком или винтового механизма. Они снижают нагрузку на трос.

Элементы передачи и барабан крепятся к раме. В ней есть пазы для цепи, протягиваемой к неподвижной опоре и закрепляемой на ней. Бывают, так же, рамы с болтовыми соединениями для крепления.

В отличие от электрической, ручная лебедка полностью автономна. Кроме заводских вариантов есть упрощенные самопальные. Любители езды по пересеченной местности, к примеру, возят с собой полуметровый отрезок трубы.

Его вбивают в грунт. К верхушке трубы крепят трос. В действие импровизированную лебедку приводят черенком лопаты или фомкой. Ухват осуществляют меж трубой и тросом.

Усилие прилагается большее, чем к заводским установкам. Однако, и на самой простой лебедке коэффициент полезного действия в разы больше, чем без механической подмоги.

Ручная лебедка, своими руками сделанная, работает только на тягу. Среди же заводских установок есть способные еще и плавно опускать груз. Если конструкция рассчитана не только на тягу по земле, но и подъем, их мощь разниться.

Передвигать в горизонтали легче, чем по вертикали. На упаковке указано 2/0,8 т.? Значит, лебедка способна тянуть по земле 2000 килограммов, а поднимать меньше 1000.

Виды ручных лебедок

По сути, деление моделей на самодельные и заводские, импортные и отечественные – это классификации лебедок. Разделить их можно и по типу крепления.

Есть аппараты, фиксирующиеся на стенах, на земле и комбинированные. Но, основная классификация связана со строением, типом механизма лебедок:

№1 Рычажный механизм может работать без фиксации. Соответственно, не нужно искать основание, способное, как и лебедка, выдержать солидную нагрузку.

Плюсом, свободное крепление позволяет применять аппарат и по горизонтали, и по вертикали. Главный в конструкции рычаг. Он, запускает храповый механизм, вращающий вал лишь в одну сторону.

Минус конструкции – малая намотка троса на барабан. Более 6-ти метров в моделях класса не встретить. Зато, лебедка ручная рычажная – рекордсмен грузоподъемности. Именно среди аппаратов с рычагами встречаются тягающие по 10 тонн.

Такие лебедки солидны в размерах, применяются в промышленности, на стройках. Большинство же рычажных образцов миниатюрны, закупаются для бытовых нужд.

Подвидом рычажной лебедки считается монтажно-тяговая. В ней отсутствует барабан. Это делает модели компактными и снимает ограничение по длине каната. Встречаются предложения с 20-25-метровыми тросами.

Зажимаются они кулачками на корпусе. Расположены зажимы друг напротив друга, обеспечивая равномерную нагрузку на трос. Тот, в итоге, дольше служит. К тому же, есть функция блокировки кулачков рычагом.

Последний защищен срезным штифтом. Устройство совершеннее прочих рычажных лебедок, набирает популярность.

№2 Барабанный механизм работает только от опоры. Рассчитан на горизонтальное передвижение грузов. Если переместить их нужно под углом в 45 градусов, лебедка ручная барабанная крепится на высоте 15 сантиметров от земли.

Это минимум. Если передвигать груз предстоит под большим углом, аппарат поднимают на 65 сантиметров. Кроме опоры, работают рукоять, редуктор и барабан.

На последнем, как правило, десятки метров троса. Поэтому модели серии еще называют тросовыми. Вместо рычага движение задает вращающаяся рукоять.

Через редуктор она передает импульс на барабан, а тот задает тяговую силу. Если она чрезмерна, срабатывает стопор. Это обезопасит в моменты внезапного падения грузов. Они могут весить от 250-ти кило до 5 тонн.

Подклассификации лебедка ручная тросовая обязана разным типам привода. Наименее надежным считается :

-Червячный. В нем есть винтовая шестерня и основная. Последняя закреплена на барабане, вращается винтом. Механизм имеет автостоп и позволяет двигать груз в любом направлении, проще говоря, работает на реверсное движение.

Радует и сила привода, компактность механизма. Но, плюсы перекрывает быстрый износ за счет активного трения в червячной паре. Снижая нагрузку, приходится постоянно смазывать ее. Без смазки червячные приводы часто клинет.

-Односкоростной шестеренчатый привод представляет большую шестеренку на барабане и рядом с ней малую передающую. Конструкцию еще именую зубчатой. Передаточное отношение высчитывается от количества зубцов на шестеренках. Ведущая из них монолитно скреплена с валом, а к нему фиксируется рукоять.

Если ее плечо длинное, для тяги нужно приложить минимальное усилие. Короткие рукояти заставляют попотеть. Зато, механизм надежен и долговечен, в горизонтали тягает по 2-3 тонны, а в вертикали несколько центнеров.

-Многоскоростной шестеренчатый привод. В таком несколько пар шестеренок. Учитывая, что каждая увеличивает коэффициент усилия в десятки раз, привод самый мощный. Но, скорость вращения барабана, свойственная при 1-ой паре шестерней, теряется.

Приемлемый ритм набирается с тяжелыми грузами от тонны весом. Если же задумано поднять ведро с гравием, процесс будет затяжным. Выручает функция блокировки шестерней. Можно застопорить определенные пары. Учитывая сие, цепная лебедка ручная с многоскоростным приводом – верх совершенства в своем классе.

Как видно, от нюансов строения лебедки зависит сфера ее применения.  Есть даже отдельная классификация по назначению установок. Ее рассмотрим в отдельной главе.

Применение ручной лебедки

Наиболее часто ручная лебедка нужна для автомобиля. Это считается бытовым применением. В авто принято класть рычажные модели. Удобны их компактность и возможность работать без крепления.

В противовес моделям с электрическим приводов встают легкость, экономия ресурсов двигателя, от которого лебедки берут энергию. К тому же, ручные установки в разы дешевле электрических.

Лебедки бытовой направленности именуют малогабаритными, поскольку для хозяйственных нужд достаточно компактных моделей.

Их используют не только в авто, но и на частных стройках, в гаражных работах, при натягивании проводов. Прочие виды установок узкоспециализированные. Так:

  • Скреперные лебедки используют гонрнодобытчики для перемещения люлек с породой.
  • Маневровые помогают перемещать жд-вагоны. Такая необходимость возникает в участках разгрузки и на предприятии.
  • Тяговые лебедки тоже промышленные, но направлены на различные грузы, перемещаемые на предприятиях, складах, стройплощадках.
  • Монтажные модели применяют при сборке и демонтаже различного оборудования. Лебедки класса помогают перемещать и удерживать на весу его детали.

Изготавливаются ручные лебедки из крепких сплавов. Их сочетание с устройством аппаратов позволяет использовать механизмы в любых условиях, будь-то жара, холод, помещение или улица.

Для работ под открытым небом и беспроблемного хранения лебедок, их покрывают антикоррозийными составами, предотвращающими ржавчину.

Цены на ручные лебедки

Цена ручной лебедки обусловлена ее типом, длиной и диаметром троса, производством. Так, рычажную установку китайской сборки реально купить за 1200-2000 рублей.

Отечественные образцы обойдутся в 3 раза дороже. Зато, российским лебедкам нет «сноса». Этим хвастаются и европейские образцы. Однако, они еще дороже отечественных.

При таком раскладе многие предпочитают более мощные лебедки с электроприводом. Цена многим не отличается, а возможностей дается больше.

Для неразбирающихся в приводах лебедок могут показаться выгодными предложения барабанных моделей с червячным приводом. Подвох, как указывалось в статье, кроется в их ненадежности.

Впрочем, для бытовых нужд такие установки приемлемы и даже выигрышны. Промышленные же нагрузки червячный привод вряд ли потянет.

Здесь идеальны многоскоростные шестеренчатые модели и некоторые рычажные варианты. Впрочем, в заводских условиях чаще используют электрические лебедки. Им посвятим отдельную статью.

Достоинства и недостатки различных типов лебедок

Во время монтажных, строительных или ремонтных работ используется различное оборудование для подъема грузов. Но очень часто приходится не просто поднимать груз вертикально, а перемещать его по горизонтали.

В таких случаях на помощь приходят лебедки – механические устройства для вертикального и горизонтального перемещения грузов.

Используя это приспособление, можно вытащить машину, застрявшую в грязи, подтянуть станок, пришвартовать судно или, к примеру, передвинуть тяжелые бетонные блоки.

Лебедки бывают ручные и электрические. Каждые типы лебедок имеют свои достоинства и недостатки.

Ручная лебедка рычажного типа используется в быту и при выполнении несложных монтажных работ. Она имеет небольшие габариты и функционирует без жесткого закрепления на поверхности. Ручную рычажную лебедку, благодаря маленьким размерам, легко установить в труднодоступном месте.

Ручная лебедка барабанного типа действует по принципу наматывания троса на барабан. Она состоит из корпуса, зубчатого барабана, двух подшипников и рукоятки. Устройство используется для выполнения простых работ, позволяет поднимать грузы на уровень роста человека и обеспечивает двойное тяговое усилие.

Ручная лебедка червячного типа имеет в конструкции «винт Архимеда» (червяк). Ее преимущество в миниатюрных размерах, многообразии способов крепления и надежности.

Монтажно-тяговый механизм является одним из типов лебедки. Он работает по принципу рычага и предусматривает в конструкции «кулачки». Трос натягивается в нужном направлении и проходит через кулачки, перемещая груз. Преимущество в том, что можно использовать трос любой длины.

Малогабаритная электрическая лебедка отличается небольшим весом (до 40 кг), легкой транспортировкой и работает от сети 220 В. В зависимости от конструкции, ее можно установить стационарно на балку или на подвижную каретку. Грузоподъемность малогабаритных лебедок ограничена полутора тоннами.

Малогабаритная планетарная лебедка имеет в конструкции редуктор планетарного типа (ведущее колесо и ведомые колеса). При небольших габаритах и весе она обеспечивает достаточную мощность для подъема автомобилей.

Монтажная лебедка, работающая от электричества, относится к промышленному оборудованию, применяется при строительстве и монтажных работах. Вес таких устройств – от 250 кг.

Тяговая лебедка выполняет подъемные и транспортные функции. Высокая мощность этого оборудования предназначена для обеспечения большого тягового усилия. К примеру, с их помощью можно перемещать тележки для строительных кранов.

Надежная и мощная электрическая лебедка обеспечивает большую скорость перемещения груза, а для ее использования не требуется физической силы.

2. Устройство, работа и особенности эксплуатации лебедок

Схема
барабанной лебедки с ручным приводом
представлена на рис. 1.

Рис.1.
Схема барабанной лебедки с ручным
приводом

Лебедка
состоит из корпуса 1; рукоятей 2; ведущего
3, промежуточного 4 и ведомого 5 валов;
барабана 6; быстроходной и тихоходной
ступеней зубчатой передачи 7,8 и храпового
механизма 9. Лебедка работает следующим
образом.

Один или несколько рабочих,
воздействуя на рукояти 2 создают крутящий
момент на валу 3, который посредством
зубчатой передачи и промежуточного
вала 4 передается на вал 5. При этом
барабан 6, закрепленный на валу 5 вращается
и канат, наматываясь на него, поднимает
груз.

Храповый механизм 9 обеспечивает
удержание груза в поднятом состоянии
без воздействия усилия на рукоятях.

Тяговое
усилие лебедки с ручным приводом
определяется из выражения:

где
Р

усилие, прилагаемое к рукояти одним или
несколькими рабочими (Н), R
длина рукояти, мм; D
– диаметр барабана лебедки, мм; i
– общее передаточное число обеих
ступеней;
– КПД лебедки.

Схема
ручной рычажной лебедки представлена
на рис. 2.

Рис. 2. Схема ручной
рычажной лебедки

Работа
лебедки основана на протягивании каната
через тяговый механизм. Поворотом
рукояти 1 переднего хода перемещается
тяга 2 и поворачивается поводок 3. Поводок
связан тягой 10 с корпусами переднего 9
и заднего 8 захватов. В корпусах захватов
установлены серьги 5 и 6, в которых
размещены сухари 7, охватывающие канат.

При повороте рукояти 1 по часовой стрелке
сухари захвата 9 освобождают канат и
перемещаются вместе с серьгами по канату
вправо. В это время сухари захвата 8
держат зажатым канат. При повороте
рукояти 1 против часовой стрелки сухари
захвата 9 зажимают
канат и протаскивают его влево, в это
время сухари захвата 8 освобождают
канат.

Рукоять 4 служит для осуществления
заднего хода.

Основное преимущество такой лебедки – очень
малый вес. К примеру, лебедка с тяговым
усилием в 3 тс весит 55 кг, из которых 25
кг весит канат.

Схемы
лебедок с электрическим приводом
представлены на рис. 3.

Рис.
3. Лебедки с электрическим приводом: а)
быстроходная; б) тихоходная

Лебедка
состоит из рамы 1, на которой смонтированы
электродвигатель 2, редуктор 3, барабан
4, тормоз 5. Валы электродвигателя и
барабана соединены муфтой 6. Тихоходные
лебедки могут оборудоваться открытой
передачей, как показано на рисунке 3б.
Известны конструкции лебедок, в которых
в качестве передаточного механизма
используются червячные редукторы.

Тихоходные
лебедки, предназначенные для перетягивания
груза по горизонтальной или близкой к
ней плоскости могут быть выполнены без
тормозного механизма (рис. 3 б).

Перематывающие
лебедки (см. рис. 4) применяются при
большой длине каната (в слипах, на
траловых судах, в шахтных и башенных
кранах) для снижения усилия в канате
при многослойной намотке его на барабан,
чем исключается раздавливание каната.

Рис.
4. Перематывающая лебедка

В
этих лебедках барабаны 1 и 3 жестко
связаны между собой зубчатой передачей
2. При вращении барабанов набегающий
канат приходит на барабан 3.

проходит
по кольцевым канавкам обоих барабанов,
охватывая их. Сбегающая ветвь каната с
барабана 1 поступает на канатосборную
катушку 6 и укладывается рядами с помощью
канатоукладчика 7.

При этом усилие в
этой ветви значительно меньше, чем
набегающей.

Канатосборная
катушка приводится во вращение цепной
передачей 4 с дисковой муфтой 5 предельного
момента. Муфта компенсирует разницу
скоростей намотки слоев каната, связанную
с изменением радиуса слоев.

Для разгрузки
опор, на которые действуют большие
стягивающие усилия каната, установлены
распорные ролики 10. Привод лебедки
осуществляется от электродвигателя 8
через редуктор 9 и открытые зубчатые
передачи 2.

Одной
из разновидностей тяговых лебедок
являются электроошпили или каботаны.

Эти
механизмы могут иметь горизонтально
(рис. 5а) или вертикально (рис. 5 б, в)
расположенный барабан 2.

Рис.
5. Электрошпили:

а
– с горизонтальным барабаном; б, в – с
вертикальным барабаном

Особенностью
принципа действия электрошпилей является
создание тягового усилия на канате 1 за
счет сил трения о барабан. С этой целью
канат, не имея жесткой связи с барабаном,
огибает его в 3–4 витка.

При этом его
набегающая ветвь выбирается вручную
или наматывается на вспомогательный
барабан 6 через отклоняющий блок 4. В
последнем случае для привода вращения
барабана 6 служит электродвигатель 7
небольшой мощности.

Вращение фрикционного
барабана 2 обеспечивается основным
электродвигателем 8 через цилиндрический
редуктор 9 или червячную передачу 10.
Работа электрошпиля протекает следующим
образом.

Для подтягивания груза (рабочий
ход) рукоятка управления 3 контроллера
5 устанавливается в позицию «Навивка»
и оба двигателя 7 и 8 начинают вращаться
в одну сторону. При этом частота вращения
двигателя 7 устанавливается автоматически
в зависимости от скорости навивки каната
на фрикционный барабан 2.

При переводе
рукоятки 3 в позицию «Сматывание каната»
основной двигатель 8 и фрикционный
барабан 2 начинают вращаться в обратном
направлении, а направление вращения
двигателя 7 не меняется, таким сочетанием
вращения барабана создается противодействие
сматыванию каната, благодаря чему он
поддерживается в натянутом состоянии.

Фрикционные
барабаны обычно имеют переменный
диаметр, увеличивающийся к его краям,
чем обеспечивается постоянное сбегание
каната на середину барабана.

На
практике наибольшее применение находят
барабанные лебедки с электрическим
приводом. В качестве привода может
использоваться любой тип выпускаемых
промышленностью двигателей. Однако
наибольшее применение находят асинхронные
трехфазные двигатели переменного тока
с короткозамкнутым или фазным ротором.

Двигатель с короткозамкнутым ротором
дешевле, надежней, легче двигателя с
фазным ротором. Однако недостатком этих
двигателей является сложность регулировки
скорости вращение и перегрев при
повторно-коротковременном режиме
работы.

Требуемая мощность двигателя
определяется в зависимости от веса
поднимаемого груза и скорости его
подъема.

Барабан
– элемент грузоподъемных лебедок,
предназначенный для наматывания каната
и преобразования поступательного
вращения груза во вращательное движение
механизма. Барабаны делятся на цепные
и канатные, для одинарных и сдвоенных
полиспастов.

Канатные по форме внешней
поверхности разделяются на цилиндрические,
конические и коноидальные. Цилиндрические
бывают гладкие и нарезные. Нарезные используют для однослойной навивка
каната.

Нарезные барабаны обеспечивают
равномерность поперечной нагрузки,
действующей на канат при наматывании
на барабан, что увеличивает срок службы
каната.

Крепление
каната на барабане осуществляется
различными способами, из которых
наибольшее распространение получило
наружное крепление прижимной планкой.

Минимально
допустимый диаметр барабана, измеряемый
по средней линии зависит от диаметра
каната, а требуемая длина – от конструкции
и диаметра барабана, а также от длины и
диаметра навиваемого на него каната.

Передаточный
механизм.
В качестве передаточного
механизма в лебедках может использоваться
открытая зубчатая передача, стандартные
редукторы, цепная передача или
комбинированный механизм, содержащий
две любые из вышеназванных передач.

Наибольшее
предпочтение отдается стандартным
цилиндрическим редукторам. Типоразмер
редуктора выбирается по требуемому
передаточному числу и передаваемой
мощности.

Муфты.
Муфта – элемент машины, предназначенный
для соединения валов и передачи крутящего
момента. В лебедках могут использоваться
практически все типы выпускаемых муфт.
Однако наибольшее применение находят:
для соединения быстроходных валов
втулочно-пальцевые муфты, для соединения
тихоходных валов – зубчатые.

Типоразмер
муфты подбирается по справочнику в
зависимости от крутящего момента на
валах.

Тормоза.
Устройства грузоподъемных машин,
предназначенные для замедления скорости
вращения ведущих валов и удержания
груза в подвешенном состоянии.

По
конструкции делятся на ленточные,
колодочные и дисковые. По принципу
действия на нормальнозамкнутые и
нормальноразомкнутые. По типу привода
– на тормоза с механическим, электромагнитным
и электрогидравлическим приводом.

  • В
    лебедках наибольшее применение получили
    тормоза колодочные, нормальнозамкнутые
    с электромагнитным или электрогидравлическим
    приводом.
  • Типоразмер
    тормоза выбирается по каталогам в
    зависимости от расчетного тормозного
    момента на валу, на котором устанавливается
    этот тормоз.
  • Кроме
    того, обязательным элементом почти всех
    грузоподъемных механизмов является
    полиспаст.

Полиспаст– система подвижных и неподвижных
блоков соединенных канатом и предназначенные
для выигрыша в силе или скорости. В
грузоподъемных механизмах в основном
применяются полиспасты для выигрыша в
силе.

Основной
характеристикой полиспаста является
кратность, которая показывает, во сколько
раз данный полиспаст позволяет выиграть
в силе или скорости. Однако при выигрыше
в силе, мы проигрываем в скорости
наматывания каната на барабан по
сравнению со скоростью подъема груза,
и в расстоянии перемещения груза по
сравнению с длиной каната, наматываемого
на барабан.

Рычажная лебёдка. Пробуем вытащить автомобиль

Рычажная лебёдка относится к механизмам ручного типа. Обладая ограниченной грузоподъёмностью, они, тем не менее, просты и компактны, а потому используются при небольшом подъёме и последующем горизонтальном перемещении автомобилей, тяжёлых корпусов станочного оборудования, паллет с разнообразными строительными грузами и других операциях.

Конструкция и принцип действия

Рассматриваемые механические устройства особенно эффективны при работе в стеснённых условиях. При этом имеющимся крюком рычажную лебёдку можно прикрепить к любому подходящему для этих целей месту, а трос перемещать специальным протяжным механизмом.

Рычажная лебёдка состоит из следующих узлов:

  1. Привода.
  2. Блока полиспастов.
  3. Зубчатой передачи.
  4. Храпового механизма торможения.
  5. Поворотной рукоятки.
  6. Корпуса.

От других исполнений ручных лебёдок (барабанной, червячной) ручная рычажная лебёдка отличается характером движения, которое требуется приложить к управляющей ручке, чтобы вызвать перемещение груза.

В данном случае оно – качательное: при прямом повороте рычага на некоторый угол происходит вращение оси полиспастного блока (или троса), при обратном – холостом – груз удерживается на месте благодаря действию храпового тормоза. Ход ручки, который зависит от её длины, определяет производительность устройства.

При наличии полиспастного блока в конструкции предусматривается также зажимной механизм, который работает с каждой из ветвей попеременно.

Действует ручная рычажная лебёдка следующим образом. При повороте рукоятки, вращающий момент через зубчатую передачу передаётся на тросопротяжный механизм, который обеспечивает силовое перемещение груза.

От самопроизвольного возврата груза в конструкции устройства предусматривается храповый тормоз. Он считается главным узлом рычажной лебёдки, который отвечает за её эффективность и безопасность в работе.

Храповый тормоз (иногда это устройство называют ещё остановом) включает в себя тормозной диск, зубчатое храповое колесо, собачку и ступицу, в которую ввинчивается рукоятка. При повороте рукоятки в определённом направлении собачка отходит от выпуклой образующей зуба, и позволяет колесу вращаться.

При попытке поворота в обратном направлении на угол, превышающий шаг зубьев, собачка проскакивает в вогнутую часть профиля зуба и блокирует возможный проворот колеса. Для повышения КПД работы узла между зубчатым храповым колесом и тормозным диском устанавливаются сменные тормозные накладки из фрикционного материала.

Они не только улучшают сцепление, но и снижают износ подвижных частей тормоза.

Тонкости работы рычажной лебёдкой

В грузоподъёмных ручных механизмах рычажного типа главным фактором для достижения требуемого значения крутящего момента является наибольшее рабочее усилие на рукоятку.

Оно определяется продолжительностью непрерывной эксплуатации рычажной лебёдки. Если рычажная лебёдка эксплуатируется в длительном режиме, то усилие на рукоятке не может превышать 10 кг.

При кратковременной работе (5 минут и меньше) такое усилие может составлять 16 кг.

  • Если ручная рычажная лебёдка оснащена полиспастом, то усилие на рукоятке снижается, но одновременно увеличивается количество оборотов рукоятки, которое необходимо выполнить для перемещения груза на такое же расстояние.
  • В современных конструкциях данных механизмов проверочное усилие на рукоятку обычно составляет не менее 80 кг, что должно указываться производителем в паспорте на лебёдку.
  • От усилия на рукоятке зависят и размеры ручной тросовой лебёдки. Основными из них являются:
  1. Плечо (радиус вращения) рукоятки, которое не должно быть меньше 400 мм.
  2. Центр вращения рукоятки должен располагаться на высоте, удобной для работы с рычажной лебёдкой.
  3. Длина управляющей ручки для лебёдок сравнительно небольшой грузоподъёмности (до 2 т) должна быть не менее 300 мм, если механизм большей мощности (4 т и более), то длина рукоятки увеличивается до 350…400 мм. Особо мощные исполнения рычажных лебёдок могут оснащаться удлинёнными до 600 мм рукоятками, в этом случае механизм управляется двумя работающими. Вместе с тем для удобства эксплуатации длину рукоятки более 800 мм не предусматривают.
  4. Средняя рабочая скорость движения руки пользователя на рукоятке не должна превосходить 1 м/с, что соответствует угловой скорости вращения троса на оси в 60 м/мин.

Действующими правилами эксплуатации ручных грузоподъёмных механизмов установлено, что при работе на одной лебёдке двух человек учитывается неодновременность приложения ими рабочего усилия.

Нормативный коэффициент неравномерности φ равен 0,8.

Таким образом, момент на входном валу может быть рассчитан по зависимости Mвх = P×φ×l×m×n, где Р – усилие, развиваемое пользователем, l – длина рукоятки, m-количество рабочих, n – количество полиспастных блоков.

  1. С учётом того, что практически любая рычажная лебёдка имеет зубчатую передачу или полиспастный блок, выходной крутящий момент будет выше: Мвых = Мвх×i×η, где i – передаточное число блока/передачи, а η – суммарный КПД привода механизма.
  2. Иногда для правильного выбора типоразмера ручной рычажной лебёдки необходимо знать скорость перемещения груза v. Её можно вычислить по зависимости:
  3. v = vp×D/(2×а×i×l), где vp – скорость качательного движения руки работающего, D — диаметр наматываемого троса, а – кратность полиспаста (если данное устройство отсутствует, то а = 1)

Параметры ручных рычажных лебёдок

Эксплуатационными параметрами данных механизмов считаются:

  • Способ закрепления крюка (обычно – за неподвижное основание);
  • Количество ветвей троса в полиспасте (от двух до трёх);
  • Длина троса (3…20 м);
  • Грузоподъёмность (от 0,5 т до 5 т и более).

Необходимо отметить, что из всех разновидностей ручных лебёдок, рычажные обладают наименьшей производительностью.

Поэтому их ценят в основном за максимальную компактность, удобство оперативного применения (не требуется фиксировать лебёдку за какой-либо неподвижный предмет) и лёгкость, поскольку корпус механизма изготавливается из высокопрочного алюминиевого сплава. Максимальное усилие на рукоятке таких лебёдок не превышает 35…40 кг.

Ряд производителей комплектует устройства дополнительными монтажными блоками и крюками, что расширяет технологические возможности грузоподъёмного механизма. Рычажные лебёдки с уменьшенной, против обычного, длиной троса (до 2…2,5 м) рекомендуются для использования в гаражах.

Безопасность применения ручной рычажной лебёдки во многом зависит от правил её текущей эксплуатации. Они сводятся к следующим:

  1. Периодической проверки правильности запасовки стального каната.
  2. Очистки внутренних частей механизма от грязи водной струёй (с этой целью на корпусе предусматриваются одно или два отверстия).
  3. Осмотра троса, который не должен иметь внешних повреждений, а также следов коррозии.
  4. Осмотра всех узлов устройства, которые не должны быть деформированными, с трещинами и иными нарушениями целостности.
  5. Состояния укладки троса на оси: перед началом применения устройства количество свободных витков троса должно быть не менее трёх.
  6. Подвижные части всех узлов лебёдки должны быть смазаны.
  7. Ручную рычажную лебёдку запрещается использовать для подъёма людей.

Стандартная маркировка механизмов следующая: ЛР-Х, где вместо литеры Х указывается предельная грузоподъёмность устройства в тоннах.

Цена данных устройств определяется грузоподъёмностью, удобством компоновки рукоятки, диаметром используемого троса, а также длиной каната. Цена ручных рычажных лебёдок с грузоподъёмностью до 2 т составляет 1000…2000 руб., от 2 т до 4 т – 3000…4500 руб., более мощных исполнений, с двойным храповым механизмом – до 6000 руб.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Добавить комментарий