Сообщества ВАЗ Ремонт и Доработка Блог Облегченная ШПГ из стандартных деталей 1600 куб. в низком блоке, ПП или поршни АВТРАМАТ
Какие бывают поршневые кольца
Многим водителям знакомы принципы работы двигателя внутреннего сгорания. В нем много комплектующих, определяющих нормальное функционирование всех систем агрегата. Например, такие, казалось бы, незначительные детали, как поршневые кольца, выполняют достаточно важную функцию в работе мотора.
Если эти детали износились, это сразу отражается на производительности мотора, резко возрастает потребление топлива и моторного масла. Но для того, чтобы поставить новые кольца самостоятельно, нужно разобраться в их видах и особенностях. Если по незнанию поставить на поршень комплект не того диаметра или установить детали в неправильном порядке, это может быть чревато необходимостью капитального ремонта двигателя.
В данной статье мы рассмотрим, какие бывают их виды, что такое «тепловой зазор поршневых колец», как сделать оправку для их установки своими руками и некоторые другие моменты.
Основные параметры двигателя
С работой поршневого двигателя внутреннего сгорания связаны следующие параметры.
- Верхняя мёртвая точка (в. м. т.) — крайнее верхнее положение поршня.
- Нижняя мёртвая точка (н. м. т.) — крайнее нижнее положение поршня.
- Радиус кривошипа — расстояние от оси коренной шейки коленчатого вала до оси его шатунной шейки
- Ход поршня — расстояние между крайними положениями поршня, равное удвоенному радиусу кривошипа коленчатого вала. Каждому ходу поршня соответствует поворот коленчатого вала на угол 180° (пол-оборота).
- Такт — часть рабочего цикла, происходящего при движении поршня из одного крайнего положения в другое.
- Объём камеры сгорания — объём пространства над поршнем, когда он находится в верхней мертвой точке.
- Рабочий объём цилиндра — объём, освобождаемый поршнем при перемещении его от верхней мертвой точки к нижней мертвой точке.
- Полный объём цилиндра — объём пространства над поршнем при нахождении его в нижней мёртвой точке. Полный объём цилиндра равен сумме рабочего объёма цилиндра и объёма камеры сгорания.
- Рабочий объём двигателя для многоцилиндровых двигателей — это произведение рабочего объёма на число цилиндров.
- Степень сжатия — отношение полного объёма цилиндра к объёму камеры сгорания.
Особенности шатунно-поршневой группы Ваз 2114, Ваз 2115, Ваз 2113
Особенности шатунно-поршневой группы.
Основные размеры шатуна
Размеры поршневых колец
Основные размеры поршня
На рисунках обозначены размеры шатунно-поршневой группы ваз 2113, ваз 2114, ваз 2115
Поршень вылит из алюминиевого сплава, Поршни делятся на 5 классов: А, В, С, D, Е, шаг которых составляет 0,01 миллиметра.,
Окружность поршня следует измерять в зеркальной плоскости поршневому пальцу, на расстоянии 55 миллиметров от днища.
Маркировка поршня: 1 – стрелка для обозначения поршня в цилиндре; 2 – размер ремкомплекта; 3 – класс поршня; 4 – класс отверстия для поршневого пальца
Под поршневой палец лада самара 2 классификация поршней делится на 3 группы (1, 2, 3), шаг которых составляет 0,004 миллиметра. Группа поршня обозначется на днище.
По массе поршни делят на 3 группы: уменьшенная “Г”, нормальная “+”, увеличенная “-“. Масса поршня обозначается на днище. В блоке цилиндров все поршни должны быть установлены одной массы.
Ремкомплекты поршней производятся с увеличенным диаметром: на 0,4 миллиметра обозначается в виде треугольника, на 0,8 миллиметра соответствует маркировка в виде квадрата.
Обозначение в виде стрелки указывает на расположение поршня в блоке цилиндров относительно распредвала, стрелка обязательно должна быть направлена в сторону распредвала.
Поршневой палец полый, вылет из стального сплава, поршневой палец фиксируется при помощи стопорных колец. По диаметру поршневые пальцы ваз 2113 квалифицируются на 3 класса, шаг которых составляет 0,04 миллиметра. Метка синего цвета обозначает 1-й класс, метка зеленного цвета обозначает 2-й класс, метка красного цвета обозначает 3-й класс.
Поршневые кольца вылиты и чугунного сплава. Верхнее кольцо – характеризуется хромированным покрытием поверхности, среднее кольцо характеризуется скребковым типом, на нижнем кольце можно разглядеть хромированные кромки с пружиной.
Ремкомплект поршневых колец характеризуется маркировками “40” и “80”
Маркировка шатуна: 1 – класс шатуна по массе и по отверстию в верхней головке; 2 – номер цилиндра
Шатун изготовлен из стального сплава, кованого типа. На шатунах наносится порядковый номер цилиндра ваз 2115, в который они должны быть установлены.
Шатуны делят на 3 группы, шаг которых составляет 0,004 миллиметра. Номер группы шатуна выбит на его крышке.
Шатуны делят на группы, в зависимости от массы, при сборке шатунно-поршневой группы шатуны ваз 2114 должны быть установлены одной массы.
Места, где допускается удалять металл, при подгонке массы головок шатуна.
При подгонке массы металл можно удалять до размеров 32 и 33 миллиметра.
Системы и устройство двигателя Ваз 2113, Ваз 2114, Ваз 2115
Эксплуатация систем двигателя автомобиля лада 2115. Устранение неисправностей в системах лада 2114: выхлопа, охлаждения, питания, смазки. Рекомендации по ремонту: головки цилиндров лада 2113, поршневой группы, блока цилиндров.
Применяемость комплектов ЦПГ 1004006
Комплекты предназначены для установки на 6-, 8- и 12-цилиндровые V-образные двигатели ЯМЗ семейства 130х140 в наддувном и безнаддувном исполнении, с блоками цилиндров старого и нового образца.
Старые блоки цилиндров выпущены до 10.08.2008 г. (до внесенных изменений). Новые блоки цилиндров с внесенными изменениями выпущены после 10.08.2008 г.
Состав основных серийных комплектов ЦПГ для двигателей ЯМЗ V6, V8, V12
- Комплект 1004008: гильза, поршень, уплотнительные кольца.
- Комплект 1004005: комплект 1004008 + комплект поршневых колец
- Комплект 1004006: комплект 1004005 + поршневой палец и стопорные кольца.
Применяемость ЦПГ ЯМЗ
Двигатели ЯМЗ | Применяемость комплектов ЦПГ под старый блок | Применяемость комплектов ЦПГ под новый блок |
---|---|---|
Двигатели ЯМЗ V6, V8 без наддува 236М2, |
236-1004005236-1004006 |
236-1004005-Б2 |
Двигатели ЯМЗ V6, V8 с наддувом, Евро-1 |
238Б-1004005 |
238Б-1004005-Б |
Двигатели ЯМЗ V12 без наддува 240М2, |
240-1004005-А240-1004006-А |
|
Двигатели ЯМЗ V12 с наддувом 240НМ2, |
240Н-1004005-А |
|
Двигатели ЯМЗ V6, V8 с наддувом, |
7511.1004005-017511.1004006-01 |
7511.1004005-407511.1004006-40 |
Двигатели ЯМЗ V6, V8 с наддувом Евро-2, |
7511.1004005-107511.1004006-10 |
7511.1004005-50 |
Двигатели ЯМЗ с наддувом V6, |
658.1004005658.1004006 |
|
Двигатели ЯМЗ V6, V8 с наддувом, Евро-3,-4,-5, |
658.1004005-10658.1004006-10 |
Блок цилиндров и поршневая ВАЗ-21073-40
Диаметр цилиндров двигателя следующий:
класс В …… 82,01–82,02
класс С …… 82,02–82,03
класс D …… 82,03–82,04
класс Е …… 82,04–82,05
Так же, как и у других двигателей ВАЗ блоки цилиндров при ремонте необходимо растачивать и хонинговать под ремонтные поршни (увеличенные на 0,4 и 0,8 мм) с учетом обеспечения расчетного зазора между поршнем и цилиндром 0,025–0,045 мм. При промере цилиндров для установки индикатора на ноль используется калибр 67.8125.9502.
Шатунно-поршневая группа
Поршни
Диаметр поршней различных классов, замеренный в плоскости, перпендикулярной оси пальца на расстоянии 55 мм от днища поршня, мм:
класс А …… 81,965–81,975
класс В …… 81,975–81,985
класс С …… 81,985–81,995
класс D …… 81,995–82,005
класс Е …… 82,005–82,015
Рис. 1. Маркировка поршня и шатуна: 1 — стрелка для ориентирования поршня в цилиндре; 2 — ремонтный размер; 3 — класс поршня; 4 — класс отверстия для поршневого пальца; 5 — класс шатуна по отверстию для поршневого пальца; 6 — номер цилиндра
По диаметру отверстия под поршневой палец поршни сортируются на три класса через 0,004 мм, как и на других двигателях ВАЗ.
Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец клеймятся на днище поршня ( рис.1 ). При изготовлении строго выдерживается масса поршней. Поэтому при сборке двигателя подбирать поршни одной группы по массе не требуется. На днищах ремонтных поршней ставится маркировка в виде треугольника или квадрата. Треугольник соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 мм, а квадрат — на 0,8 мм. Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала. Поршневой палец плавающего типа, т.е. свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна. Палец фиксируется в поршне двумя стальными стопорными кольцами. Шатун . В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка. По диаметру отверстия этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм (так же, как и поршни). Номер 5 класса клеймится на верхней головке шатуна.
Рис. 2. Места, на которых допускается удалять металл при подгонке массы верхней и нижней головок шатуна
По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы (табл. 1), маркируемые краской на стержне шатуна. На двигатель должны устанавливаться шатуны одного класса по массе. Подгонять массу шатунов можно удалением металла с бобышек на головках до минимальных размеров 16,5 и 35,5 мм (рис.2). Классы шатунов по массе верхней и нижней головок
Таблица 1
Масса головок шатуна, г |
Класс |
Цвет маркировки |
|
верхней |
нижней |
||
519±3 |
A |
белый |
|
186±2 |
525±3 |
B |
голубой |
531±3 |
C |
красный |
|
519±3 |
D |
черный |
|
190±2 |
525±3 |
E |
фиолетовый |
531±3 |
F |
зеленый |
|
519±3 |
G |
желтый |
|
194±2 |
525±3 |
H |
коричневый |
531±3 |
I |
оранжевый |
Шатунные болты запрессованы в шатун. При разборке двигателя выпрессовать болты из шатунов не допускается.
В головке цилиндров имеются отличия в регулировке зазоров в клапанном механизме. Зазор у выпускных клапанов на холодном двигателе должен быть в пределах 0,18–0,22.
Натяжитель цепи
У натяжителя цепи плунжер фиксируется не стопорным кольцом, а кернением корпуса. Поэтому порядок его разборки следующий.
Рис. 3. Натяжитель цепи: 1 — колпачковая гайка; 2 — корпус натяжителя; 3 — стержень; 4 — пружина плунжера; 5 — шайба; 6 — плунжер; 7 — пружина; 8 — сухарь; 9 — пружинное кольцо; А — поверхность плунжера; В — места кернения на торце корпуса
Отверните колпачковую гайку 1 (рис.3), максимально вдвиньте плунжер 6 и затяните колпачковую гайку. Затем утапливая плунжер, спилите края отверстия корпуса в местах «В» кернения и выньте плунжер с пружиной 4. Отверните колпачковую гайку и выньте стержень 3 вместе с пружиной 7 и шайбой 5. Собирается натяжитель в порядке обратном разборке. После установки плунжера раскерните корпус 2 в трех точках «В». При этом выступы от кернения не должны касаться поверхности «А» при движении плунжера.