Как определить неисправность регулятора холостого хода

Система холостого хода

В автомобиле ВАЗ 2110 холостой ход (ХХ) состоит из следующих элементов:

  • канал поступления топлива из камеры поплавка;
  • жиклер ХХ для топлива;
  • жиклер ХХ для воздуха;
  • канал перепускного типа;
  • канал выхода топлива;
  • контроллер (датчик) ХХ.

При эксплуатации мотора в режиме ХХ две трети топлива проходит через эту систему, остальная часть — через основной дозатор. Топливное питание осуществляется через основной канал его поступления, далее проходит через топливный жиклер ХХ, после чего происходит образование смеси из топлива и воздуха, причем воздушный поток направлен через специальный канал в корпусе основного жиклера.

Далее образованный воздушно-капельный раствор через магистрали карбюратора проистекает на винт регулировки поступления топливной смеси ХХ. Потом этот раствор обогащается воздушной смесью из канала ХХ перепускного типа посредством выходной магистрали и с приданным ускорением проходит в коллектор впускного типа.

— —

CÑÑаниÑа 1

ÐаиболÑÑие допÑÑÑимÑе знаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñока ÑолоÑÑого Ñода Ð´Ð»Ñ Ð°ÑинÑÑоннÑÑ ÑлекÑÑодвигаÑелей.
â

ÐнаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñока ÑолоÑÑого Ñода, не пÑевÑÑаÑÑие ÑказаннÑÑ, ÑвидеÑелÑÑÑвÑÑÑ Ð¾Ð± иÑпÑавноÑÑи двигаÑелÑ.
â

ХаÑакÑеÑиÑÑики ÑолоÑÑого Ñода ÑÑеÑÑазного ÑÑанÑÑоÑмаÑоÑа 100 кР— Ð, 6 300 / 220 Ð, измеÑеннÑе Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¾Ð±Ð¼Ð¾Ñки низÑего напÑÑжениÑ. ÐбмоÑки ÑÐ¾ÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ñ Ð² звездÑ.| Сдвиги Ñаз Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑазнÑми Ñоками и напÑÑжениÑми пÑи ÑолоÑÑом Ñоде ÑÑеÑÑазного ÑÑеÑÑÑеÑжневого ÑÑанÑÑоÑмаÑоÑа.
â

ÐнаÑение Ñока ÑолоÑÑого Ñода Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑно в пÑÐµÐ´ÐµÐ»Ð°Ñ 10 — 2 %, пÑиÑем веÑÑний пÑедел ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ ÑÑанÑÑоÑмаÑоÑам малой моÑноÑÑи.
â

ÐнаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñока ÑолоÑÑого Ñода, не пÑевÑÑаÑÑие ÑказаннÑÑ, ÑвидеÑелÑÑÑвÑÑÑ Ð¾Ð± иÑпÑавноÑÑи двигаÑелÑ.
â

ÐнаÑение Ñока ÑолоÑÑого Ñода Ñ ÑеалÑного ÑÑанÑÑоÑмаÑоÑа ÑоÑÑавлÑÐµÑ Ð½Ðµ более 10 % номиналÑного Ñока, ÑÑо позволÑÐµÑ Ð¸Ð¼ пÑенебÑеÑÑ.
â

Ðак изменÑеÑÑÑ Ð·Ð½Ð°Ñение Ñока ÑолоÑÑого Ñода аÑинÑÑонного ÑлекÑÑодвигаÑÐµÐ»Ñ Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ велиÑÐ¸Ð½Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑÑного зазоÑа.
â

ÐолÑÑенное по ÑаÑÑеÑÑ Ð·Ð½Ð°Ñение Ñока ÑолоÑÑого Ñода 30 5 % ÑвидеÑелÑÑÑвÑÐµÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо акÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ ÑÑÐ°Ð»Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑÐµÐ»Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾Ð³ÑÑжена и паÑпоÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð¾ÑноÑÑÑ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑÐµÐ»Ñ Ð¾Ð±ÐµÑпеÑивалаÑÑ Ð·Ð° ÑÑÐµÑ Ð·Ð½Ð°ÑиÑелÑного ÑвелиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑлекÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°Ð³ÑÑзок, ÑÑо и ÑвилоÑÑ Ð¿ÑиÑиной вÑÑода его из ÑÑÑоÑ.
â

СмеÑение в дÑоÑÑелÑном магниÑном ÑÑилиÑеле.
â

Ðднако пÑи ÑÑом ÑвелиÑиваеÑÑÑ Ð·Ð½Ð°Ñение Ñока ÑолоÑÑого Ñода.
â

Ðа ÑиÑ. 6.7 нанеÑÐµÐ½Ñ Ð·Ð½Ð°ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñоков ÑиÑÑого ÑолоÑÑого Ñода и в каÑеÑÑве базиÑной пÑинÑÑа зона С.
â

ÐбобÑеннÑе кÑивÑе завиÑимоÑÑи Ñока ÑÑаÑоÑа Ð¾Ñ Ð½Ð°Ð³ÑÑзки Ð´Ð»Ñ ÑазнÑÑ Ð·Ð½Ð°Ñений Ñока ÑолоÑÑого Ñода.
â

ЭÑи кÑивÑе поÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÑколÑÐºÐ¸Ñ Ð·Ð½Ð°Ñений Ñока ÑолоÑÑого Ñода и даÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑимоÑÑÑ Ñока ÑÑаÑоÑа Ð¾Ñ Ð½Ð°Ð³ÑÑзки.
â

Ðак извеÑÑно, пÑи ÑвелиÑении индÑкÑии возÑаÑÑÐ°ÐµÑ Ð·Ð½Ð°Ñение Ñока ÑолоÑÑого Ñода, а в ÑлÑÑае ÑвелиÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð»Ð¾ÑноÑÑи Ñока — падение напÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² обмоÑкаÑ. С ÑменÑÑением моÑноÑÑи ÑÑанÑÑоÑмаÑоÑа оÑноÑиÑелÑное знаÑение Ñока ÑолоÑÑого Ñода возÑаÑÑаеÑ, Ñак как длина пÑÑи магниÑного поÑока в ÑеÑдеÑнике ÑменÑÑаеÑÑÑ Ð² менÑÑей ÑÑепени, Ñем моÑноÑÑÑ ÑÑанÑÑоÑмаÑоÑа; оÑноÑиÑелÑное знаÑение Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¿ÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвелиÑиваеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº вÑледÑÑвие ÑвелиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑедней Ð´Ð»Ð¸Ð½Ñ Ð²Ð¸Ñка обмоÑки Ñ ÑменÑÑением моÑноÑÑи ÑÑанÑÑоÑмаÑоÑа, Ñак и из-за ÑвелиÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð»Ð¾ÑноÑÑи Ñока в обмоÑкаÑ.
â

СÑема вклÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°ÑинÑÑонного двигаÑÐµÐ»Ñ Ð² Ñежиме динамиÑеÑкого ÑоÑможениÑ.| ÐеÑаниÑеÑкие ÑаÑакÑеÑиÑÑики аÑинÑÑонного двигаÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ñи динамиÑеÑком ÑоÑможении.
â

Датчик холостого хода

Как ни парадоксально это звучит, но подавляющее количество дефектов работы топливной системы силовой установки напрямую зависят от надежности такой детали, как датчик ХХ ВАЗ 2110, который установлен на дроссельной заслонке.

Характерные дефекты в работе мотора, показывающие нарушения параметров работы датчика ХХ:

  • самостоятельно глохнет мотор при переводе рукоятки КПП в положение «нейтраль»;
  • неуверенная работа силового агрегата в режиме ХХ;
  • значительное уменьшение количества оборотов ХХ при подключении других источников потребления энергии (света фар, отопителя, освещения салона и т.п.);
  • глохнет мотор при попытке «поднять» обороты холостого хода при холодном запуске мотора;
  • непроизвольная потеря или увеличение количества оборотов двигателя в различных стадиях его эксплуатации.

Следует знать, что в ВАЗ 2110 холостой ход, датчик которого не идентифицируется САУ авто, не подключен к бортовому компьютеру и к транспаранту «Check Engine».

Особенности выбора РХХ производства РФ

Оригинальное изделие имеет собственную маркировку, в которой пара последних цифр показывает совместимость устройств. Взаимозаменяемыми являются четные и нечетные числа. Например, вместо датчика, где в конце маркировки стоит 01, можно установить прибор с последними цифрами 03. То же самое относится к четным цифрам: РХХ с обозначением 02 и 04 взаимозаменяемы. Т. е вместо 01 ставить 04 нельзя.

В последнее время на рынке автозапчастей появилось множество контрафактной продукции, в т. ч. и регуляторов холостого хода. Иногда удается их опознать по характерным признакам:

  • упаковка не фирменная – нет специальных меток, штрих-кодов, голографических наклеек;
  • на корпусе датчика стикер желтый и без наружной рамки;
  • игла имеет темный оттенок;
  • на корпусе регулятора у заклепок нет шляпок, диаметр которых должен составлять 3 мм;
  • герметизирующая прокладка-кольцо очень тонкая, имеет черный цвет вместо красного;
  • пружина – белая с редкой навивкой (должна быть черной);
  • корпус короче «родного» на 1 мм.

Содержите канал в чистоте

Когда вы доберетесь до последнего хомута на корпусе дроссельной заслонки, отверните его и уберите впускной патрубок. Загляните внутрь корпуса, посветив фонариком. Если грязь такая толстая, что удивительно, как дроссельная заслонка вообще может двигаться, вы обнаружили главную причину вашего неровного холостого хода. В добавление к обводному каналу воздуха холостого хода небольшое количество воздуха, должно быть, проходит также мимо дроссельной заслонки. Когда утечка паров из системы вентиляции картера (и выхлопные газы EGR) со временем загрязняют корпус, это сильно влияет на функционирование обводного воздушного канала.

Возьмите старую зубную щетку у детишек (чтобы ваша жена не вышла из себя) и нещелочное (неразъедающее) чистящее средство для входа системы впрыска топлива в магазине автозапчастей. При неработающем двигателе распылите немного очистителя в корпус и соскребите зубной щеткой грязь

Особое внимание уделите кольцевому участку, где дроссельная заслонка находится, когда закрыта. Также почистите обе стороны заслонки и ее края

Если обходной клапан холостого хода, установленный снаружи, легко снимается и его канал легкодоступен, попробуйте заставить очиститель пройти через канал в корпус. Обязательно почистите кончик штока клапана.

Выньте регулятор скорости холостого хода из блока, чтобы осмотреть конец штока, пружину и воздушный канал. 1 — НИЖНЯЯ ЧАСТЬ КОРПУСА ДРОССЕЛЯ. 2 — КРЕПЕЖНЫЙ ФЛАНЕЦ. 3 — РЕГУЛЯТОР ПОДВОДА ВОЗДУХА ХОЛОСТОГО ХОДА. 4 — ПРУЖИНА. 5 — КОНЕЦ ШТОКА. 6 — БАЙПАСНЫЙ (ОБВОДНОЙ) ВОЗДУШНЫЙ КАНАЛ ХОЛОСТОГО ХОДА. 7 — ДРОССЕЛЬНАЯ ЗАСЛОНКА.

Как заменить датчик холостого хода

Перед началом работ снимите минусовую клемму с аккумулятора. От заменяемого датчика отсоедините четырехконтактныю колодку, предварительно нажав на фиксатор из пластика (если он имеется). Выкрутите пару винтов, крепящих регулятор. Возьмите новое устройство, смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо, пружину и шток: это увеличит срок службы регулятора.

Теперь нужно произвести калибровку вновь установленного изделия. Для этого поставьте минусовую клемму аккумулятора на место и включите зажигание на 15 секунд, не запуская двигатель. За это время блок управления произведет калибровку в автоматическом режиме. Далее заведите мотор и проверьте, как функционирует датчик на работающем силовом агрегате. Если холостые обороты выше нормы, то процедуру нужно повторить (возможно, не один раз). При нормально работающем регуляторе холостого хода на непрогретом двигателе тахометр покажет примерно 1000 об/мин. После достижения рабочей температуры, они упадут в район 800 об/мин. Стоит отметить, что расхождение с этими показателями может быть вызвано использованием некачественного топлива.

Регулировка ХХ мотора своими руками

Заводской эталон минимальной частоты вращения коленвала составляет показатель 0,8±0,05 по тахометру, при этом ограничительная втулка пломбируется в заводской позиции.

В случае, если падают холостые обороты ВАЗ 2110, и вращением втулки не удается реставрировать заводской эталон, то тогда на прогретом и заведенном двигателе требуется сорвать пломбировку и вывернуть ранее опломбированный винт. Если плавает холостой ход, то регулировкой винта количества топливной смеси выбираем необходимую. устанавливаемую частоту вращения коленвала, а винтом качества – концентрацию СО.

Важно: следует знать, что при вдавливании педали акселератора мотор должен уверено работать на увеличение частоты вращения коленвала, а при ослаблении устойчиво работать на ХХ. В случае вращения винта количества смеси по ходу часов происходит увеличение частоты вращения коленвала, а при вращении винта качества смеси по этому же направлению происходит уменьшение концентрации СО

В случае вращения винта количества смеси по ходу часов происходит увеличение частоты вращения коленвала, а при вращении винта качества смеси по этому же направлению происходит уменьшение концентрации СО.

В инжекторных авто ВАЗ 2110 для регулировки частоты вращения коленвала мотора используется регулятор холостого хода марки РХХ 2112-1148300.

Эта деталь состоит из «движка» шагового типа и соединенного с ним клапана, находящегося в обводной магистрали трансляции воздушного потока дроссельной системы. При изменении режима ХХ шток клапана, в зависимости от сигнала управления ЭБУ, выдвигается или убирается.

Тестирование РХХ на предмет работоспособности:

  • обесточиваем автомобиль;
  • рассоединяем колодку жгута от РХХ;
  • мультиметром снимаем показания сопротивления обмоток регулятора (сопротивление контактов А и В, и С и D РХХ должно составлять 40-80 Ом);
  • при его отсутствии следует произвести замену регулятора;
  • при пллученных показателях тестируем сопротивление между В и С, А и D;
  • мультиметр должен показывать обрыв цепи;
  • при отсутствии таких параметров регулятор требует замены;
  • при позитивных показаниях – регулятор в рабочем состоянии.

Принцип действия механизмов регулировки ХХ выглядит следующим образом: при увеличении оборотов ХХ датчик «открывает» клапан холостого хода «десятки», при этом концентрируя воздушный поток помимо заслонки дроссельной системы. Для снижения количества оборотов вращения коленвала он «дает команду» на закрытие этого узла, тем самым снижая концентрацию потока воздуха, следующего помимо заслонки дроссельной системы.

Датчик холостого хода он же регулятор холостого хода

Основным исполнительным механизмом данной системы является датчик холостого хода, представляющий собой реверсивный шаговый электродвигатель. Он установлен на корпусе дроссельного патрубка. При перемещении конусного наконечника регулятора изменяется проходное сечение байпасного канала, через который в двигатель поступает воздух (следует отметить, что через закрытую дроссельную заслонку в двигатель также поступает воздух, но его количество невелико, около трех-четырех килограмм в час).

Встречаются следующие виды неисправностей, связанных с датчиком холостого хода:

  • неисправности электрических цепей управления регулятором (чаще всего обрывы или неодетая колодка);
  • неисправность самого регулятора (неисправность электродвигателя или неисправность червячного механизма);
  • неисправность выходных цепей контроллера (встречается достаточно редко);
  • загрязнение канала холостого хода. Встречаются случаи, когда регулятор холостого хода полностью перекрывает байпасный канал (например, при выполнении процедуры парковки), а вот открыть его уже не в силах из-за подклинивания конусного наконечника.

Проверить работоспособность регулятора холостого хода можно с помощью диагностического тестера, выбрав в меню режим управления исполнительными механизмами. Тут существуют два варианта: с помощью тестера можно задавать желаемые обороты холостого хода либо желаемое положение (в шагах) регулятора. По реакции двигателя на команды тестера можно судить об исправности исполнительного механизма.

Во многих комплектациях (но не во всех) бортовая диагностика способна оценить целостность электрических цепей управления регулятором холостого хода. Для этих неисправностей зарезервированы коды Р1513, Р1514. В том случае, если подобная диагностика не реализована в контроллере вашего автомобиля, проверки цепей приходится выполнять вручную с помощью омметра.

Если на холостом ходу реальные обороты двигателя отличаются от желаемых, и при этом контроллеру не удается привести их в соответствие, добавляя или уменьшая количество воздуха через регулятор холостого хода, через некоторое время в памяти ошибок контроллера могут быть зафиксированы коды:

  • Р0506 — регулятор холостого хода заблокирован, низкие обороты двигателя;
  • Р0507 — регулятор холостого хода заблокирован, высокие обороты холостого хода.

Датчик положения дроссельной заслонки

Для определения режима холостого хода используется датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Если он показывает, что дроссельная заслонка закрыта, то система управления двигателем переходит в режим поддержания оборотов холостого хода. К сожалению, на сегодняшний день датчик положения дроссельной заслонки нельзя отнести к надежным компонентам системы управления. Одно из проявлений неисправности датчика — изменение напряжения при полностью закрытой дроссельной заслонки. При этом могут наступать моменты, когда датчик показывает открытие дроссельной заслонки, и система управления переходит на режим частичных нагрузок, что приводит к «зависанию» оборотов двигателя в диапазоне от 1500 до 3000 об/мин. Характеристику ДПДЗ можно проверить с помощью диагностического прибора, плавно нажимая на педаль газа и отслеживая по прибору изменения сигнала датчика.

Еще одна возможная неисправность датчика — подклинивание ротора.

Привод дроссельной заслонки

К зависанию оборотов двигателя может приводить также подклинивание самой дроссельной заслонки в приоткрытом состоянии. В этом случае датчик холостого хода не способен контролировать избыточное количество воздуха, поступающего в двигатель. Если осмотр дроссельного патрубка показывает, что заслонка надежно закрывается с помощью возвратной пружины, необходимо проверить правильность регулировки натяжения тросика, идущего к педали газа.

Электронный блок управления.

Воздух, поступающий в избытке в цилиндры, фиксируется ЭБУ, который сигнализирует о проблемах: нарушен баланс воздуха и горючего. Возникли проблемы создания горючей смеси. Если топлива поступает больше, то пропорционально увеличиваются обороты. Чтобы ликвидировать повышенные обороты (уменьшить поступление топлива) нужно снизить обороты иначе толчки будут продолжаться.

Проблемы РХХ.

Выход из строя РХХ связан с потерей целостности электрического провода. Виновником этих неприятностей по праву считается некачественное топливо.

Датчик массового расхода топлива.

Выход из строя этого элемента обусловлен плёнкой образовавшейся отработанными маслами в избыточном количестве. Ещё одна причинна, почему топливный датчик выходит из строя – это проблемы с контролирующим элементом воздушных масс в цилиндрах (термоанемометра). На ЭБУ поступают искажённые данные.

Дроссельная заслонка.

Она может заклинить. Причина: отработанное масло мешает нормальной работе. Или произошла поломка приводного механизма. Чаще всего именно этот дефект присущ для карбюраторов.

Прыгают обороты, какой процесс нормализации

Если скачут обороты, следует проверить магистраль по которой поступает воздух, её целостность. Для этого необходимо снять трубки и каждую тщательно продуть. Эту процедуру легко выполнить, используя насос или компрессор. Как дополнительное средство проверки можно взять раствор WD 40 и посмотреть, на каком участке быстрее испаряется жидкость. Если обнаружена проблема, следует провести замену дефектного шланга на новый образец.

При проблемах с регулятором выполняется диагностика. Для проверки задействуют прибор: мультиметр (выясняем показания сопротивления). Если датчик показывает 40-80 Ом – это сигнал к замене вышедшего из строя регулятора.

Безопасность, прежде всего

При проведении работ по восстановлению стабильных показаний силового агрегата на холостых оборотах необходимо соблюдать технику безопасности. Работы выполнять в проветриваемом помещении. Не допускается разжигание огня и курение при проверке работы движка.

Необходимо использовать средства индивидуальной защиты. Работать в спецодежде. Использовать перчатки и защитные очки во избежание попадания топлива в глаза.

А также

Большую часть восстановительного процесса и проверку работы силового агрегата можно выполнить своими силами. Вам не потребуется сложного инструмента и специально оборудованного помещения. Часть работ можно выполнить на открытом воздухе или в своём гараже. Главное, соблюдать ТБ проведения работ и использовать индивидуальные средства защиты.

Если у вас нет такой возможности своими силами справиться с капризами силового агрегата или проблема возникла во время движения автомобиля, обратитесь в ближайший сервисный центр или на станцию технической помощи.

Мастера выяснят, почему прыгают обороты, проведут комплекс восстановительных мероприятий.

Естественно, что выбор за вами. В первом случае вы экономите свои деньги. Во втором случае получаете качественное обслуживание на профессиональном уровне. Решать вам.

В заключение

Своевременное устранение скачков силового агрегата на холостых оборотах избавит вас от более серьёзных проблем, связанных с ремонтом двигателя. С другой стороны, хочется комфортной езды, а не скачек по дороге!

Проголосуйте, понравилась ли вам статья?

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Добавить комментарий