Как отрегулировать сцепление ВАЗ

Сцепление проверка и регулировка свободного хода педали

Сцепление служит основным связующим звеном между двигателем и трансмиссией, составной частью которого он является.

Механизм сцепления выполняет целый ряд важнейших функций: постоянно и надежно передает крутящий момент от двигателя, временно отсоединяет трансмиссию от двигателя, что необходимо в момент переключения передач, торможения автомобиля, и плавно соединяет двигатель с трансмиссией.

Необходимо напомнить также, что сцепление при чрезмерных нагрузках предохраняет детали механизмов трансмиссии от поломок.

Механизм сцепления

На автомобилях «Жигули» установлено сухое одно-дисковое сцепление.

Привод выключения сцепления — гидравлический, а для уменьшения усилия, которое прикладывается к ножной педали, используется дополнительный пружинный механизм (сервомеханизм).

Примененное на автомобилях «Жигули» сцепление при условии грамотного обращения с ним весьма долговечно и надежно в эксплуатации.

Оно обеспечивает легкое и плавное переключение передач, хорошо уравновешено и обладает минимальным моментом инерции.Механизм сцепления состоит из следующих основных узлов и деталей:

  • картера 1, отлитого из алюминиевого сплава
  • стального ведомого диска 8 с наклепанными с двух сторон фрикционными накладками 7
  • нажимного (ведущего) диска 10, который вместе с диафрагменной пружиной установлен в стальном кожухе 9 (хотим напомнить, что в обиходе этот узел часто называют «корзиной сцепления»)
  • механизма выключения сцепления и привода.

Нормальная работа механизма сцепления зависит от многочисленных факторов, одним из которых является величина свободного хода педали.

Она должна составлять 30—35 мм, величина полного хода педали сцепления — 140 мм. Уменьшение или значительное увеличение свободного хода педали приводит к нарушению нормальной работы сцепления.

Чаще всего эти нарушения выражаются неполным выключением сцепления (при увеличенном свободном ходе) или шумом при работе сцепления, когда педаль отпущена (при недостаточном свободном ходе).

Учитывая важность выполняемых сцеплением функций и его уязвимость при неумелой эксплуатации,  завод рекомендует   контролировать   величину свободного   хода педали при каждом техническом обслуживании. Операция по регулировке свободного хода педали сцепления не занимает много времени, однако для ее выполнения необходима смотровая канава или эстакада

Из инструмента вам потребуются два ключа 13 x 17 мм и 17 x 19 мм

Операция по регулировке свободного хода педали сцепления не занимает много времени, однако для ее выполнения необходима смотровая канава или эстакада. Из инструмента вам потребуются два ключа 13 x 17 мм и 17 x 19 мм.

Величины полного и свободного ходов педали сцепления очень просто замерить с помощью линейки, сидя в салоне автомобиля. Если же потребуется регулировка, вам придется спуститься в канаву или забраться под стоящий на эстакаде автомобиль.

Проверка свободного хода педали сцепления

Прежде чем приступить к регулировке, вы можете, находясь под автомобилем, еще раз проверить величину свободного хода педали.

Проверку выполняют следующим образом:

  1. установите большой палец левой руки на толкатель (рис. выше), а указательным оттяните к большому пальцу вилку 3 выключения сцепления, преодолев усилие оттяжной пружины 6 до упора.
  2. если в таком положении свободный ход на толкателе 2 рабочего цилиндра будет находиться в пределах 4—6 мм, значит тревога была напрасной. В противном случае необходима регулировка.
  3. свободный ход педали сцепления регулируют гайкой 4.
  4. для этого необходимо отвернуть контргайку 5, с помощью гайки 4 отрегулировать величину хода толкателя так, чтобы минимальное отклонение вилки выключения сцепления было равно 4 мм, а максимальное — 6 мм, и завернуть контргайку.

Если вы тщательно отрегулировали и установили величину свободного хода вилки выключения сцепления, то величину свободного хода педали можете не проверять. Она в необходимых пределах.

Полезно почитать — повышенный шум при включении сцепления.

Регулировка сцепления на ВАЗ 2114

Регулировка, как процесс, не представляет сложности и не потребует значительных усилий. Она заключается в изменении длины оболочки тросика сцепления ВАЗ 2114 относительно узла регулировки, благодаря чему изменяются показатели рабочего хода педали в большую или меньшую сторону. Одновременно с уменьшением длины оболочки рабочий ход педали тоже уменьшится, и наоборот. Осталось только найти момент, при котором педаль будет перемещаться на нужные нам 12,5-13,5 см.

Изменение длины оболочки тросика происходит с помощью гаек, расположенных на наконечнике узла регулировки. Изначально необходимо ослабить затяжку контрящей гайки, а затем накручивать или откручивать регулировочную. При накрутке гайки на наконечник троса, педаль сцепления будет подниматься, тем самым увеличивая величину хода, а при откручивании гайки педаль будет прижиматься к полу автомобиля. Конечно, данную операцию удобнее проводить с помощником. После проведения всех манипуляций с педалью контргайка затягивается.

Обратите внимание: во время выполнения работ по регулировке необходимо убедиться в том, что трос сцепления не заедает, свободно передвигается в своем кожухе и на нем отсутствуют порывы отдельных жил. В случае обнаруженных неисправностей трос необходимо заменить

Это даст возможность более точно отрегулировать сцепление и быть уверенным в надежности троса.

Достигнув заданных заводом-изготовителем параметров и затянув после этого контрящую гайку на наконечнике троса, необходимо убедиться в правильности регулировки сцепления. Для этого нужно несколько раз выжать педаль сцепления до пола и снова произвести замер рабочего хода педали. В случае изменения показателей хода педали, регулировку оболочки троса необходимо повторить в порядке, который был описан выше. Общепринятая, но не категорическая мера проверки регулировки – начиная движение сцепление должно «хватать» в середине хода педали.

Окончательная проверка поможет узнать, как точно и насколько правильно отрегулировано сцепление ВАЗ 2114. Для ее проведения автомобиль необходимо установить на ровный участок дороги, затянуть стояночный тормоз, запустить силовой агрегат, включить передачу и попытаться начать движение. Двигатель автомобиля должен заглохнуть. Если этого не произошло, педаль сцепления отпущена, автомобиль стоит на месте и его двигатель работает при включенной передаче – значит, сцепление «буксует».

Иными словами, не обеспечивается должное прижатие ведомого диска к поверхностям маховика и корзины сцепления. Когда при заведенном двигателе передача включается с трудом или не включается вообще – сцепление «ведет». Это обуславливается невозможностью, при данной регулировке хода педали, обеспечить необходимое усилие для воздействия на лепестки корзины сцепления, тем самым ведомый диск не высвобождается. Сцепление постоянно включено. В любом из случаев, кроме того, когда двигатель глохнет, сцепление нуждается в регулировке.

Вот такими, не слишком заумными действиями, осуществляется контроль, который способствует увеличению срока службы троса, выжимного подшипника, ведомого диска сцепления и коробки передач в целом. Ну и как приятное «дополнение», позволяет наслаждаться четким и бесшумным переключением передач во время движения. Если какой-то из моментов регулировки остался непонятным для вас – в интернете есть много видео о регулировке сцепления ВАЗ 2114.

Регулировка сцепления

Необходимые регулировки сцепления ВАЗ 2106, как правило, осуществляются по окончанию технологических операций по смене механического узла в целом. Такие регулировки сцепления позволяют сохранить функционал составных частей в рабочем режиме достаточно продолжительное время, при этом избегая больших финансовых затрат.

В начале эксплуатации требуется осуществить проверку приводного комплекса гидравлики этого механизма на предмет наличия в ней т.н. «воздушных пробок». Если такие дефекты будут выявлены, то их требуется устранить. Специалисты рекомендуют при такой постановке вопроса поменять гидравлическую жидкость полностью. Основной задачей при регулировке сцепления считается необходимость формирования определенной длины между штоком и поршневым насосом цилиндра сцепления и создание требуемого расстояния между выжимным подшипником и кольцом фрикционного типа на диске ведущего типа.

Различают следующие виды регулировок сцепления:

  1. Создание необходимого размера в основном цилиндре механизма, составляющего 0,1-0,5 мм при взаимодействии толкателя с поршнем. Это требуется для регулировки педали сцепления в полномасштабном объеме, проводящейся при ее сборке. Такой размер выставляется путем передвижения приводной педали в диапазоне от 0,4 до 2 мм.
  2. Регулировка необходимого зазора смещения толкателя в цилиндре механизма сцепления рабочего типа, составляющего 3-5 мм. Такой размер достигается путем перемещения гаек узла, причем верхняя гайка контрящего типа. Значение величины передвижения толкателя зависит от имеющегося шаблона.

 
После таких регулировок педали сцепления свободное перемещение этого привода означенного механизма должен составлять размер от 0,25-0,35 см. Регулировка сцепления в области сочленения выжимного подшипника и фрикционного кольца считается по линейному показателю свободного перемещения штока рабочего цилиндра, которое составляет 3-5 мм.

Последовательность проводимых операций:

  1. Выжимаем вилку сцепления, которой необходимо вольно передвигаться на 3-5 мм, при необходимости корректируем числовые значения.
  2. Немного откручиваем контрирующую гайку и, сдерживая шток, регулируем гайкой величину перемещения в диапазоне свободного перемещения, размеры которой должны варьироваться в пределах 0,25-0,35 см.
  3. После соблюдения необходимого размера верхнюю гайку законтровать.

Для осуществления регулировки педали сцепления ВАЗ 2106 по высоте необходимо произвести замер длины расстояния от ножного привода сцепления до плоскости полика транспортного средства. Далее рукой отжимаем ножной привод и выбираем ход свободного перемещения педали. Это легко определить путем начала увеличенного сопротивления мышцам руки. Нормальная длина для эксплуатации транспортного средства должна составлять 1-3 мм. В ином случае корректируем регулировку педали сцепления по следующему сценарию:

  1. Немного откручиваем контровочную гайку.
  2. Вращаем болт.
  3. Регулируем крепеж и затягиваем контровочную гайку.

Требуется очень осторожно работать с механизмами узлов сцепления, дабы их не повредить. Дело в том, что элементы и узлы механизма сцепления, используемые в «ВАЗовской» классике, изготовлены из алюминиевых сплавов, которые весьма хрупки при неосторожном обращении

После финиша регулировки педали сцепления необходимо удостовериться в корректности замеров (контрольные данные для измерений: величина свободного перемещения ножного привода – 1-3 мм, а расстояние от привода до пола – 90 мм). После окончания регулировочных работ требуется еще раз проверить работоспособность всего агрегата в целом.

Регулировка сцепления ВАЗ-2107 своими руками пошаговая видеоинструкция

Во время эксплуатации автомобиля неправильно отрегулированное сцепление выражается в следующем:

  1. Сцепление ведет. Когда педаль сцепления полностью выжата, диск не отходит от маховика, в результате чего нет возможности нормально переключать передачи. Таким образом, автомобиль может начать движение даже тогда, когда в этом нет необходимости.
  2. Сцепление буксует. Когда педаль сцепления полностью отпущена, диск начинает пробуксовывать. В результате этого он не передает трансмиссии всю мощность двигателя в полном объеме.

Кроме этого, неполадки со сцеплением порой выражаются в его слишком раннем или, наоборот, позднем схватывании. В результате этого управление автомобилем может быть значительно затруднено.

Регулировка сцепления

Весь процесс регулировки сцепления состоит из двух частей. Одна из них происходит непосредственно в салоне автомобиля, в то время как вторая выполняется снизу автомобиля, пока тот находится либо на смотровой яме, либо на подъемнике.

Для регулировки сцепления потребуются следующие инструменты:

  • рожковые ключи на 13 и 17;
  • ключ на 10 либо на 8 (все зависит от того, какая именно модель рабочего цилиндра сцепления).

Первая регулировка также предполагает проведение установки хода педали сцепления. Этот этап работы выполняется непосредственно из салона автомобиля, под рулевой колонкой. Там имеется регулировочный винт, который служит для ограничения полного хода. Он зафиксирован при помощи контргайки. Покрутив винт то в одно положение, то в другое, можно добиться нормального хода педали, который, согласно инструкции, должен составлять 14 см.

Но, как правило, в этом нет никакой необходимости, поскольку ход педали устанавливается на заводе и самопроизвольно способен измениться лишь в очень редких случаях.

Второй этап регулировки заключается в установке свободного хода педали, который в нормальном режиме должен варьироваться в диапазоне от 30 до 35 мм. Тем не менее достаточно часто автолюбители предпочитают подстраивать свободный ход педали под свои личные предпочтения.

Для проверки, а также регулировки сцепления необходимо спуститься на самое дно смотровой ямы. Проверить величину зазора можно путем оттягивания от толкателя вилки. Расстояние свободного хода должно составлять около 4-5 мм. Но если этот показатель значительно отличается от указанного, то регулировка является необходимой.

Для произведения регулировки нужно:

  • снять пружину, которая оттягивает вилку сцепления;
  • отпустить на толкателе контргайку;
  • при помощи ключа на 8 либо на 10, как говорилось ранее, накрутить или же, наоборот, скрутить гайку до тех пор, пока зазор не будет нужного размера;
  • при помощи контргайки зафиксировать упорную гайку;
  • снова проверить зазор;
  • установить пружину на ее прежнее место.

На этом процедуру регулировки сцепления на ВАЗ-2107 можно считать полностью оконченной. Тем не менее для того чтобы быть уверенным в том, что все сделано правильно, следует проверить работу сцепления. Для этого необходимо завести автомобиль, включить передачу и плавно отпускать педаль сцепления. Если работа проведена успешно, то автомобиль должен тронуться с места, приблизительно на половине хода педали. Хотя возможны и некоторые другие виды регулировок, при которых автомобиль «захочет» поехать при едва отпущенной педали либо практически при полном нажатии. Все зависит от предпочтений самого водителя. Однако не стоит забывать, что в таком случае могут возникать неисправности, указанные в самом начале нашей статьи.

Способы диагностики сцепления

Основные симптомы неисправного механизма:

  • Проскальзывание (когда диск и корзина при соединении с двигателем вращаются с разной угловой скоростью).
  • Сильная вибрация внутри механизма, особенно заметная при старте с места и ускорении.
  • Шум, возникающий при работе муфты.
  • Нарушение хода акселератора.

Диагностика муфты современных автомобилей требует применения профессионального оборудования. Однако простой тест удастся провести своими руками. Для проверки следует надавить на педаль несколько раз при заглушённом движке. Затем прислушаться. Скрипы, щелчки, другие посторонние звуки укажут на проблемы с коробкой.

Другая проверка проводится в режиме нейтральной скорости. Педаль муфты выдавливается до упора, затем включается задняя передача. Если слышны хруст или треск, один из дисков неисправен.

Проверка на третьем этапе производится в движении. Скорости последовательно переключаются до 3-й, затем резко выжимается педаль газа. Если автомобиль не ускоряется, но обороты коленвала повышаются по тахометру, это признак неисправности. При этом начинает неприятно пахнуть горелой резиной.

О серьёзных повреждениях устройства трансмиссии можно судить по неудачной попытке включения одной из передач. Поэтому при включённом моторе нужно задействовать все скорости.

Строение и механизм сцепления

Принцип действия обычного механического устройства простой: оно передаёт крутящий момент двигателя к первичному валу КПП. В основе лежит взаимодействие двух дисков — ведомого и ведущего. Можно перекрывать соединение, отделяя силовой агрегат от коробки, чтобы менять скорость. Усилие передаётся с помощью привода: при нажатии муфты жидкость под давлением поступает в рабочий поршень. Затем шток цилиндра воздействует на вилку и подшипник, момент передаётся дальше, на механизмы. После отпускания педали все детали привода занимают исходные позиции. Корзина и диск плотно прилегают друг к другу.

Привод осуществляется гидравлическим или механическим способом. Пневматика используется редко. На большую часть современных легковых авто ставят однодисковое фрикционное сцепление, состоящий из нескольких механизмов:

  • диска с корзиной;
  • маховика;
  • подшипника;
  • торсионного демпфера;
  • коленвала со своим подшипником;
  • тангенциальной пластинчатой пружины;
  • вилки выжимного подшипника;
  • направляющей трубы;
  • рабочего цилиндра;
  • первичного вала;
  • болта с шаровой головкой.

Всё это аккуратно размещается в корпусе МКПП.

По тому же принципу работает роботизированная коробка передач — с той разницей, что за выжим сцепления отвечают исполнительные механизмы под управлением блока, а привод здесь электрический.

В АКПП и МКПП сцепление различается?

АКПП используют гидромеханический привод с электронным управлением (иногда гидравлический распределитель). Привычного сцепления здесь нет. Сухие диски отсутствуют полностью, а на МКПП именно они являются основным элементом. За включение / отключение крутящего момента на автоматических коробках отвечает гидротрансформатор (или преобразователь). Вместо дисков применяют масляные турбины, поэтому устройство передачи и отмены вращательного момента АКПП называют «мокрым».

Если на механике чаще всего однодисковая муфта, то на автомате — многодисковая. Ввиду отсутствия отдельного акселератора усилие передаётся актуатором или сервоприводом.

Как отрегулировать сцепление

Эксплуатация любого автомобиля подразумевает уход за ним. Но, не зная инструкции и сомневаясь в правильности своих действий, не стоит лезть под капот машины. В статье будет рассказано, как отрегулировать сцепление грузового автомобиля МАЗ.

Устройство сцепления

В автомобиле МАЗ сцепление сухое, двухдисковое, устроенное по фрикционному типу с расположением по периферии пружин цилиндрической формы. Установлено оно в литом чугунном картере. Оно предназначено для непродолжительного разделения коленвала двигателя с коробкой передач, а также плавного их соединения в то время, когда автомобиль трогается с места и при дальнейшем переключении скоростей.

Надо знать, как правильно отрегулировать сцепление, т.е. проверить его, смазать привод и выжимной подшипник следуя смазочной карте. Надо регулярно следить за тем, как затянуты крепежные болты картера сцепления с картером маховика. Затяжка должна составлять 8-10 кГм. Делать это нужно равномерными движениями, с последовательностью крест-накрест. После затягивания болтов следует их закрепить, отогнув усики стопорных пластин на грани болтовых головок.

Регулировка сцепления и привода

Правила эксплуатации автомобиля МАЗ предусматривают такие регулировки:

  • регулировка размеров величины отхода ведущего среднего диска, которые обеспечивают необходимые зазоры рабочих поверхностей сцепления после его выключения
  • регулировка зазорной величины торца крышки клапанного корпуса и регулировочной гайки
  • регулировка хода педали сцепления
  • Потребуется набор ключей (рожковых и накидных) и линейка со штангенциркулем.

Этапы регулировки

  1. Чтобы провести полную регулировку сцепления, вначале надо отрегулировать, насколько отходит средний ведущий диск. Это позволит обеспечить нужный зазор рабочих поверхностей сцепления. Дополнительно надо отрегулировать зазор торца крышки клапанного корпуса и его регулировочной гайки, потом провести регулировку работы педали сцепления.
  2. Далее нужно определить то, как снять средний ведущий диск, сняв перед этим крышки люков с картеров сцепления и маховика. Чтобы это провести, надо включить сцепление и установить нейтральное положение коробки передач. Затем следует поворачивать маховик двигателя, ввернув при этом до самого конца четыре регулировочных винта в средний ведущий диск. Предварительно на винтах нужно открутить контргайки.
  3. Не прекращая крутить маховик, надо отвернуть на один оборот винты регулировки и закрепить их контргайками. Затягивая контргайки, не стоит прикладывать огромных усилий, и лучше всего придерживать регулировочный винт, во избежание смещения отрегулированного зазора.
  4. Проводим измерение зазора между торцом задней крышки корпуса клапана и регулировочной гайкой, который должен быть от 3,3 мм до 3,7 мм. Контролировать величину зазора надо после проведения каждого ТО-2. Регулирование этого проводится ослаблением зажима контргайки и установлением нужной величины зазора. После этого надо затянуть контргайку, не нарушая установленного зазора.
  5. Следующим этапом будет то, как отрегулировать педаль сцепления. Для этого потребуется линейка, с помощью которой, после спуска воздуха из пневмосистемы, надо будет измерить величину хода педали. Она должна соответствовать 34-43 мм. Контроль свободного хода следует проводить после каждого ТО-1. Перед этим надо обязательно убедиться в том, что установленный до этого зазор в норме.
  6. Для регулирования свободного хода педали надо разъединить двуплечий рычаг привода педали с вилкой штока клапана и вилкой штока цилиндра сцепления. При этом перевести поршень цилиндра в самый низ, а нижний край двуплечего рычага отвести в обратную сторону до упора. Надо проверить, чтобы отверстия вилки штока цилиндра и рычага не были совмещены примерно на 50%. При отклонении в большую или меньшую сторону нужно довести до необходимого размера с помощью вращения штока цилиндра.
  7. Завершающим этапом того, как отрегулировать сцепление на Мазе, будет соединение рычага и всех отсоединенные элементов, регуляция расстояния между отверстиями вилок с помощью вращения самих вилок. Сделать это будет сложно при большой изношенности фрикционных накладок дисков. В этом случае надо будет переставить двуплечий рычаг на 1 шлиц против часовой стрелки. После чего заново отрегулировать ход педали сцепления.

Подготовка к регулировке сцепления

Некоторые автолюбители задаются вопросом, как отрегулировать сцепление ВАЗ 2106 с наименьшими финансовыми затратами и желательно без привлечения дорогостоящих специалистов. Поэтому в нашей статье излагается, как провести весь комплекс технологических операций по регулировке сцепления вазовской «классики» собственноручно в условиях гаража или смотровой ямы.

Следует запомнить, если в этом механическом узле возникают дефекты, то требуется регулировка сцепления, которая позволит транспортному средству корректное функционирование. Регулировка, видео фильм о которой размещен в сети интернет, необходима, когда при нажатии на ножную педаль включения этого узла механизма выявляются дефекты работы агрегата. К таким неисправностям относятся:

  • провалы при нажатии;
  • отсутствует полная интеграция механизма в рабочем сочленении с трансмиссией с потерей упругости;
  • другие возможные дефекты.

Для проведения таких работ требуется:

  • набор инструментов и других принадлежностей;
  • специальная эмульсия WD-40 или аналогичный раствор;
  • слесарный нож;
  • специальный раствор для работы гидравлики механизма;
  • специальный бак;
  • линейка определенного масштаба.

В каких случаях нужно регулировать педаль сцепления

Грамотная регулировка сцепления важна, так как при неполном опускании педали быстро разрушается выжимной подшипник, сгорает феродо. В результате ухудшается связь между дисками, начинается пробуксовка. Автомобиль с плохо настроенной муфтой хуже разгоняется, ведь теряется высокий процент крутящего момента. Однако на топовых иномарках настройка осуществляется автоматически механизмом саморегуляции.

Изменение величины хода происходит по разным причинам. Как правило, это стирание фрикционных накладок диска или нарушение регулировки рычагов кожуха. Топалка начинает свободно ходить, без сопротивления. Переключение скоростей происходит с шумом, рывками, что наиболее заметно в самом начале движения машины. Ещё одна причина проведения принудительной корректировки — замена рабочего цилиндра или троса в приводе механической коробки передач.

Таким образом, все неисправности муфты можно разделить на 2 основные категории:

  • Для устранения достаточно корректировки.
  • Без замены / ремонта не обойтись.

Если опоздать с настройкой, неисправность перейдёт в более сложную фазу.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Добавить комментарий
Adblock
detector