Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

Содержание

Авторынок предлагает огромный ассортимент покрышек, выбрать самые хорошие очень сложно. Поэтому для упрощения выбора автолюбителей независимыми экспертами составляются рейтинги зимних шин, в них указываются преимущества и недостатки авторезины различных торговых марок.

На что нужно обратить внимание

В зимний сезон у водителей возникает вопрос: «шиповать или нешиповать покрышки?». Шипованые изделия рассчитаны на суровую зиму, обеспечивают нормальную устойчивость машины при езде по льду либо глубокому снегу.

Нешипованные покрышки подходят не только для езды по обледененным либо засыпанных снегом дорогах, их можно использовать на сухом или мокром дорожном покрытии.

Есть альтернативный вариант — это так называемые «липучки», они имеют большую ламелизацию блоков протектора, такая конструкция при отсутствии шипов обеспечивает устойчивость автомобиля на снегу или льду. Какая из указанных авторезин лучше, зависит от предпочтений водителя и условий эксплуатации транспортного средства.

Самостоятельно выбирая покрышки на зиму, воспользуйтесь рейтингами зимних шин, при их составлении независимыми экспертами учитываются такие характеристики авторезины различных брендов:

  • тормозной путь машины на сухой, заснеженной, слякотной, укрытой льдом дороге;
  • максимальное ускорение автомобиля;
  • расход топлива;
  • шумность резины;
  • комфортность вождения.

Сравнение преимуществ и недостатком резины разных торговых марок позволяет определить лидеров по изготовлению качественных покрышек.

Лидеры и аутсайдеры бюджетных классов шипованных покрышек

Первое место

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

Шина Sava Eskimo Stud

Авторезина разработана для экстремальных зимних условий, занимает лидирующие позиции среди моделей бюджетных классов покрышек. В ее состав входит кремнийсодержащий полимер, обеспечивающий эластичные свойства изделий при достаточно низкой температуре окружающей среды.

Преимущества:

  • низкая шумность;
  • устойчивость машины на льду, снегу, сухом и мокром асфальте;
  • средняя курсоустойчивость.

Недостатки: средние показатели управляемости, курсоустойчивости при тестировании на мокром покрытии дороги.

Второе место

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

Автошина Matador MP30 Sibir Ice 2

Покрышки разработаны с соблюдением мировых стандартов и учетом особенностей климата России. Состав резины обеспечивает эластичность, устойчивость изделий к низкотемпературным режимам эксплуатации.

Достоинства:

  • износоустойчивость;
  • низкий вес благодаря использованию шипов из алюминия;
  • хороший разгон на зимних дорогах;
  • маленький тормозной путь на влажном и сухом дорожном покрытии;
  • средние результаты сцепления со льдом и снегом.

Недочеты:

  • средняя курсоустойчивость и управляемость на дорогах, укрытых льдом;
  • шумные.

Третье место

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

Авторезина Cordiant Snow Cross

Указанные автошины разработаны для суровых российских зим. Устойчивость изделий к износу обеспечивается присутствием кремния в составе резины. Эти покрышки прекрасно зарекомендовали себя при вождении на укатанном снегу, по некоторым параметрам даже превзошли автошины среднего класса.

Достоинства:

  • среднее торможение на дороге укрытой льдом;
  • хороший разгон на укатанном снегу и обледененному дорожному покрытию;
  • средняя среди участников тестирования курсоустойчивость.

Недостатки:

  • не самое короткое торможение на сухом и мокром асфальтированном покрытии;
  • шипы сильно выступают, создавая дополнительный шум во время езды;
  • увеличение расхода горючего при передвижении машины на больших скоростях;
  • есть вероятность застрять при езде по рыхлому снегу.

Четвертое место

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

Резина Kama Euro 519

Конструктивно покрышки состоят из двух слоев резины. Один обеспечивает устойчивость шипов к выпадению, второй делает шины эластичными при очень низких температурах.

Преимущества:

  • быстрое торможение на снегу и сухом асфальте;
  • средняя проходимость по зимним дорогам;

Недочеты:

  • увеличенное торможение на обледененной дороге и мокром асфальте;
  • авторезина медленно реагирует на команды руля;
  • низкая устойчивость на заснеженных, обледененных, дорогах.

Пятое место

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

Покрышка Viatti Brina Nordico V-522

Изделия имеют асимметричный рисунок протектора, обеспечивающий сцепление с дорожным покрытием. Внешняя часть протектора обеспечивает устойчивость машины во время вхождения в повороты.

Преимущества:

  • неплохая курсоустойчивость машины на укрытой снегом дороге;
  • эластичность.

Недостатки:

  • по всем видам тестирования авторезина продемонстрировала низкие результаты;
  • увеличенное торможение на любом виде дорожного покрытия;
  • маленькое пятно контакта резины с поверхностью при езде по льду.

Лидеры и аутсайдеры среднего класса шипованных покрышек

Первое место

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

Авторезина Hankook W419 iPike RS

Указанные шины имеют уникальный состав резиновой смеси, обеспечивающий повышенную эластичность резине при достаточно низких температурах. Входящий в состав резины кремний увеличивает устойчивость изделий к износу.

Достоинства:

  • хороший показатель торможения на зимних дорогах;
  • отличное сцепление шин с дорожным покрытием при езде по укатанному снегу либо дороге укрытой неглубоким снежным слоем;
  • обеспечивают курсоустойчивость машины при езде по асфальту;
  • способствуют снижению расхода горючего;
  • высокая износоустойчивость.

Недостатки:

  • плохая проходимость во время езды по слякоти либо дорожному покрытию, укрытому снежной кашей;
  • непредсказуемость покрышек при выполнении маневров на сухом асфальте;
  • не самая тихая резина.

Второе место

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

Автопокрышки Gislaved Nord Frost 200

Резина разработана шведской компанией с применением новых технологий. Улучшение показателей указанных шин при тестировании по заснеженной дороге обеспечивается большим количеством блоков протектора маленького размера. Ламели протектора имею различный конструктивный вид, обеспечивая большее сцепление резины с дорожным покрытием.

Преимущества:

  • обеспечивают уверенное передвижение автомобиля по заснеженной либо укрытой снегом дороге;
  • хороший показатель торможения на асфальте;
  • шины практически не издают шум;

Недочеты:

  • покрышки реагируют на команды руля с небольшой задержкой;
  • плохая управляемость по обледенелым колеям.

Третье место

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

Авторезина Nordman 5

Авторезина разработана со специальным протектором, обеспечивающим хорошее сцепление покрышек с покрытием дороги. Конструктивной особенностью протектора есть расположение в его центральной части продольного ребра, имеющего кромки в виде зигзагов — это позволяет улучшить курсоустойчивость авто.

Преимущества:

  • легкие шипы, снижающие вес изделия;
  • хороший показатель торможения по заснеженной или укрытой льдом дорожной поверхности;
  • способствуют снижению расхода горючего.

Недостатки:

  • по сравнению с конкурентами управляемость не самая высокая;
  • слабый показатель торможения на сухом асфальтированном покрытии;
  • слабая боковая часть протектора часто повреждается;
  • шумные.

Четвертое место

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

ШинаYokohama IceGuard Stud IG55

Разработаны со специальной конструкцией протектора, обеспечивающей хорошее сцепление авторезины с дорожным покрытием. Шипы расположены по поверхности изделия, таким образом, чтоб снизить количество шума во время езды.

Достоинства:

  • хороший показатель курсоустойчивости и управляемости;
  • шипы редко вылетают из-за их глубокой посадки в резину;
  • практически бесшумные.

Недочеты:

  • показатель торможение по обледененной либо заснеженной дороге не самый высокий среди конкурентов;
  • плохая проходимость по покрытию, имеющему обледененные колеи;
  • средняя курсоустойчивость во время езды по асфальтированному дорожному покрытию.

Пятое место

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

Автошина Kumho WinterCraft ice WI31

Протектор авторезины укрыт большим количеством ламелей для обеспечения хорошего показателя сцепления покрышек с дорожным покрытием. Арамидные волокна, входящие в состав покрышек придают им жесткости и служат как микрошипы.

Преимущества:

  • прекрасные показатели при езде по сухом и мокром асфальтном покрытии;
  • глубоко посаженные шипы обеспечивают снижение шумности резины;
  • хорошие показатели на укатанном снегу.

Недостатки:

  • слабое торможение на льду;
  • пробуксовка по кашице из снега;
  • низкая управляемость при заснеженной дороге.

Заключение

Рейтинги зимних шин определяют топ-лучших производителей, позволяют подобрать наиболее подходящий вариант автопокрышек под конкретный автомобиль и условия его эксплуатации. При этом нужно учитывать, что победитель не всегда подходит по характеристикам под условия эксплуатации транспортного средства, а аутсайдеры, в большинстве случаев неплохо ведут себя при езде по городу.

Также учитывайте типоразмеры автошин, рекомендованные заводом-изготовителем автомобиля, и соответствие шин и дисков. Как правило, можно установить диски большего диаметра и резину с более низким профилем, например диски с радиусом R14 можно заменить на R15 или R16, подобрав соответствующую резину.

Как выбрать зимнюю резину на авто

  • Обсудить в Instagram
  • Читать новости в Telegram канале

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

Для правильного выбора подходящей резины стоит обратить внимание всего лишь на 5 факторов.

Разновидности зимней резины

Для начала стоит определиться с типом зимних шин и решить, какую зимнюю резину выбрать: липучку или шипованную. Для этого важно понимать, какой климат преобладает в регионе эксплуатации, как часто зимой идет снег и образуется гололед. Шины классифицируют по нескольким типам.

Европейская резина

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

Это нешипованные шины для стран с умеренным климатом, где температура зимой остается в пределах 0°C. Ездить на такой резине рекомендуется по очищенным от снега трассам, сухому и мокрому асфальту. Подойдут для Москвы и для Санкт-Петербурга, где гололед на дорогах явление крайне редкое.

Протектор имеет снегоотводящие каналы, которые помогут самоочищению колес и ламели. Высота протектора составляет 6 мм. При изготовлении таких шин используется жесткая резина.

Достоинства Недостатки
Хорошее сцепление с мокрым и с сухим асфальтом. Уверенно держит дорогу даже при больших скоростях. Не предназначены для езды по заснеженным и обледенелым дорогам.
При движении не создают большого шума. Адаптированы под условия российских дорог и климата.

Скандинавская резина

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

Такие шины станут отличным выбором для заснеженных дорог и регионов с жестким климатом. Такая резина хорошо поедет по сухому или мокрому асфальту.

Протекторы имеют небольшие снегоотводящие каналы, большое количество ламелей и высоту элементов протектора в 8 мм. Резина на шинах мягкая.

Достоинства Недостатки
Хорошая управляемость при езде по обледенелым и заснеженным трассам. Длинный тормозной путь на льду.
Хорошо себя ведут при движении по мокрому и сухому асфальту. При попадании в снег могут не выбраться из ямы.
Близка к варианту универсальной резины, на которой можно ездить при любых погодных условиях. Отличный вариант для стран, где климат быстро меняется, а морозы часто переходят в оттепель. На большой скорости плохо входят в повороты, возможна потеря управляемости.
Быстро изнашиваются из-за мягкой резины.

Шипованная резина

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

Эти шины приспособлены к езде по заснеженным улицам и эксплуатации в мороз.

Протектор имеет шипы, снегоотводящие каналы, ламели, высота элементов протектора достигает до 10 мм. Материал — резина средней жесткости.

Достоинства Недостатки
Хорошая управляемость на заснеженных и обледенелых трассах. Увеличивается тормозной путь на мокром и сухом асфальте.
Короткий тормозной путь на льду. Высокий уровень шума.
Выдают хороший старт и разгон при гололеде. Шипы выпадают при маневрах и резких торможениях.
Плохая износостойкость.

Маркировка

  • Чтобы понять как выбрать размер зимней резины для автомобиля, стоит обратить внимание на маркировку, которая нанесена на боковую часть шин.
  • Среднестатистический водитель разберется в нужном типоразмере изделия, но не все сможет расшифровать надписи на резине.
  • Давайте изучим заводскую маркировку шин, тогда будет легче понять какую зимнюю резину лучше выбрать на авто даже без помощи консультанта.

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

  • Дата изготовления указывается на боковой части шины. Это четыре цифры – неделя года и сам год производства.
  • Износостойкость. Этот показатель исчисляется в единицах. На боковушке колеса увидите надпись Treadwear, возле которой будет указана цифра. Стандартная износостойкость – 100 ед.
  • Индекс скорости. Показывает предельно большую расчетную скорость шины. Этот параметр обозначается английскими буквами от J (100 км/час) до ZR (более 240 км/час). Наиболее популярны шины S, которые выдерживают до 180 км/час.
  • Показатель нагрузки обозначает максимальный вес грузоподъемности, при котором сохраняются характеристики шины и остается стабильной геометрия пятна контакта. Этот показатель должен находиться в пределах 30-35% от веса снаряженного авто.
  • Тип шин. На зимних шинах должна быть надпись M+S (Mud + Snow) или Winter. Резина All season считается демисезонной, поэтому на зимний период покупать такую не стоит, ведь она не расчитана на морозы и применяется только в регионах с мягким климатом.
  • Сертификация. Сертификация шин проводится по требованиям Евросоюза (указывается буква Е) и США (DOT). Бывает так, что шины прошли обе сертификации, тогда на них наносят обе маркировки.

Это основополагающие показатели, на которые стоит обратить внимание при выборе шин. Помимо них водитель найдет на резине маркировки:

  • показатель сцепления на мокром асфальте,
  • экономия топлива,
  • уровень шума.

Рисунок протектора

Важным вопросом при выборе резины остается с каким рисунком выбрать зимние шины, ведь каждый вид протектора предназначен для определенных погодных условий. Давайте кратко рассмотрим типы протекторов.

Типы протектора для зимних шин

Читайте подробную статью, как выбрать протектор зимней резины правильно. Основные типы рисунка протектора по направленности беговой дорожки делятся на:

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

  • направленный симметричный считается универсальным рисунком. Такие шины наиболее распространены из-за своей дешевизны по сравнению с другой резиной. Они отлично справляются с мокрым асфальтом и эффективно отводят воду при движении.
  • ненаправленный симметричный выполняет функцию водооотвода и самоочистки колеса. Характеризуется низким уровнем шума и удобством в управлении.
  • ненаправленный асимметричный свойственный для более дорогого сегмента шин. Он дает хороший контакт с дорожным полотном и высокую поперечную устойчивость. Уровень шума на дорогах от таких колес низкий.

Фирма зимних шин

Выбор фирмы-производителя зимних шин тоже играет не последнюю роль. Чтобы узнать зимние шины какого производителя лучше выбрать, давайте рассмотрим самые популярные.

  • Nokian. Резина этого производителя пользуется популярностью у автолюбителей. Большее преимущество отдают производству Финляндии, но найти такой товар сложно. На рынке чаще нам предлагают купить российскую резину, которая уступает по качеству финской.
  • Bridgestone. Японская компания, которая насчитывает 150 заводов по всему миру. Бренд предлагает изобилие ассортимента зимней резины высокого качества.
  • Hankook. Китайская фирма, входит в ТОП 10 лучших брендов резины в мире. Водителям предлагают широкий ассортимент продукции достойного качества.
  • Michelin. Французская фирма, которая отличается высоким качеством шин и постоянно занимается новыми разработками в этой сфере.
  • Goodyear. Американская компания, предлагает шины всех размеров и модификаций для легкового автомобиля и для внедорожника.

Эти бренды входят в ТОП 5 лучших производителей шин для внедорожников и кроссоверов.

Срок годности зимней резины

Если считаете что срок годности есть только в пищевых продуктов, то вы ошибаетесь. Перед покупкой обращайте внимание на дату изготовления шин, которые по закону хранятся максимум 2 года. По истечению срока резина теряет эластичность. Эксплуатировать шины разрешается не более 5 лет, но некоторые мировые бренды дают гарантию на продукцию сроком 10 лет.

Помните, что резине на автомобиле свойственно изнашиваться и для собственной безопасности ее нужно вовремя менять.

Чего следует остерегаться при покупке зимней резины

Мало знать как выбрать хорошую зимнюю резину на авто, ведь важным также остается не быть обманутым. На рынке продавцы сразу видят кто разбирается в товаре, а кто нет. Неопытным водителям могут продать просроченные или бракованные шины, поэтому проверяйте срок годности и внимательно рассматривайте покрышки перед покупкой.

Прочитав эту статью, даже начинающий водитель сможет самостоятельно выбрать зимнюю резину для автомобиля. Если же вы до сих пор не решили какие зимние шины лучше выбрать, отзывы опытных водителей помогут определиться.

Как выбрать зимние шины, которые не подведут

Зимние покрышки отличаются от летних, и дело здесь не только в рисунке протектора.

Производители подбирают химический состав для определённого температурного диапазона, поэтому с выходом за его пределы шины теряют свои свойства.

При пониженных температурах летние шины становятся менее эластичными и уже не могут обеспечить должного сцепления с дорожным покрытием, минимального тормозного пути и других заложенных характеристик.

Вопреки распространённому мнению, всесезонные шины не предназначены для настоящей зимы.

Они рассчитаны на умеренные погодные условия и качественное дорожное покрытие, которое обычно сухое и только изредка становится мокрым. По-хорошему, их можно использовать лишь в межсезонье как дополнение к зимним и летним шинам.

Вот почему нужно обязательно менять шины в зависимости от сезона. Как правило, рекомендуется переобувать машину в зимние шины, если в течение недели температура воздуха не поднимается выше отметки 5–7 °С. Обычно это конец октября или начало ноября.

Как и в случае с летними шинами, выбирать зимние нужно с учётом нескольких важных критериев и нюансов. Попробуем вместе разобраться в них.

Какой тип шин выбрать

Существует два основных вида шин: шипованные и фрикционные. Последние, в свою очередь, разделяются на шины скандинавского и европейского типа. В итоге получается всего три разновидности зимних шин, каждая из которых имеет собственные преимущества и недостатки и подходит для определённых климатических условий.

1. Шипованные шины

Благодаря металлическим шипам противоскольжения такие шины обеспечивают лучшее сцепление с дорожным покрытием и эффективное торможение.

Они предназначены для езды по твёрдому сухому льду и применяются в странах с суровыми зимами. Из-за своей специфики шины такого типа довольно шумные.

При езде по сухому асфальту они лишаются своих преимуществ и быстро стираются. В некоторых европейских странах шипованные покрышки запрещены.

Такие шины подойдут всем, кто много времени проводит за городом и живёт в регионах, где бывает гололёд. Жителям мегаполисов с дорогами, которые регулярно посыпаются реагентами, шипованная резина ни к чему.

2. Фрикционные шины скандинавского типа

Схожи по своим свойствам с шипованными покрышками и по большей части отличаются от них лишь отсутствием шипов.

Шины этого типа рассчитаны на эксплуатацию при низких температурах и большом количестве снега и обеспечивают необходимое сцепление с дорогой за счёт множества ламелей на протекторе, которые продавливают снег и наст.

Из-за своей мягкости скандинавские шины не лучшим образом ведут себя на льду и тоже быстро стираются на сухом асфальте, в буквальном смысле начиная плыть.

Шины скандинавского типа годятся для заснеженных районов с долгими и холодными зимами. С такими шинами можно не бояться сугробов и перемётов, но придётся соблюдать скоростной режим, быть осторожнее с вхождением в повороты, а также резкими ускорениями и торможениями.

3. Фрикционные шины европейского типа

Это полная противоположность скандинавским. Такие шины идеальны для регионов с мягкими и влажными зимами, в которых чаще встречаются мокрый снег и дождь. Они отлично справляются со снежной кашей и способны обеспечить безопасность при движении на более высоких скоростях. А вот в гололёд и на укатанном снегу с такими шинами стоит быть осторожнее.

Подойдут для езды в черте города, где чаще можно встретить снежную кашу, чем лёд, а также при движении по чистому асфальту при низких температурах.

Как читать маркировку

Определившись с типом шин, можно переходить к рассмотрению конкретных моделей от разных производителей. Чтобы сравнить шины и выбрать наиболее подходящие, нужно уметь читать маркировку, в которой зашифрованы особенности той или иной покрышки. Разберёмся в условных обозначениях на конкретном примере.

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

  • P — типоразмер шины. В данном случае — сокращение от Passenger, что указывает на шину для легкового авто.
  • 215 — ширина профиля в миллиметрах.
  • 65 — высота профиля в процентах.
  • R — радиальная конструкция.
  • 15 — посадочный диаметр в дюймах.
  • 95 — индекс нагрузки.
  • T — индекс скорости.
  • M+S — Mud + Snow, зимние или всесезонные шины.
  • Treadwear 220 — индекс износа (чем выше, тем лучше).
  • Traction А — показатель эффективности торможения. Имеет маркировку от A до C, где A — наилучший.
  • Temperature А — показатель устойчивости к нагреву. Имеет маркировку от A до C, где A — наилучший.

Дополнительная информация:

  • All Seasons (или AS) — всесезонные шины.
  • Значок снежинки — зимняя шина.
  • Tubeless — бескамерная шина.
  • Max pressure — максимальное давление.
  • Outside и Inside — обозначения наружной и внутренней стороны на асимметричных шинах.
  • Rotation — направление вращения для направленных шин.
  • Water, Rain, Aqua, значок зонта — устойчивость к аквапланированию.

Большинство обозначений при выборе носят лишь информационный характер, но на некоторые стоит обращать пристальное внимание. Среди таких параметров ширина и высота профиля, индексы нагрузки и скорости, а также показатели износа и торможения.

Как выбрать размер

При выборе размера шин стоит отбросить в сторону все мифы и советы соседей по гаражу, расписывающих преимущества низкого профиля или увеличенного диаметра. Не стоит отступать от рекомендаций производителя автомобиля: он уже всё просчитал, нашёл наилучший вариант и указал его в руководстве по эксплуатации.

Если хотите сэкономить, обзаведитесь вторым комплектом дисков для зимних шин с меньшим посадочным диаметром. Покупка такой резины обойдётся дешевле.

Как проверить дату изготовления

Перед покупкой нужно обязательно проверить, когда были изготовлены шины. Дело в том, что производители гарантируют неизменность свойств шины на протяжении двух лет хранения. Если покрышки лежат на складе дольше, то резина теряет свои качества и шины уже не смогут в полной мере обеспечить сцепление с дорожным покрытием и эффективное торможение.

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

hometyre.co.uk

Узнать дату изготовления и понять, стоит ли брать приглянувшийся комплект шин, довольно просто. Производители указывают её на боковой поверхности покрышки с помощью кода из четырёх цифр. Первые две означают неделю, а вторые — год выпуска. Например, 5016 — это 50-я неделя или середина декабря 2016 года.

Что ещё нужно учесть

И несколько полезных советов напоследок:

  1. Откажитесь от покупки шин б/у. Со временем резина теряет свои свойства, что вкупе с имеющимся износом может свести всю экономию на нет.
  2. Ни в коем случае не покупайте шины только на ведущую ось автомобиля. Из-за неравномерного сцепления с дорогой колёс разных осей повышается риск заноса.
  3. Для продления срока службы шин рекомендуется переставлять их с передней оси на заднюю и наоборот каждые 8 000 км.
  4. Если используете комплект шин уже не первый год, устанавливайте лучшую пару на заднюю ось авто, чтобы исключить вероятность заноса.
  5. Купите второй комплект дисков специально для зимних шин, чтобы переобуваться самостоятельно и не терять время в очереди на шиномонтаж.

По каким критериям выбирать зимнюю резину

В предыдущей статье был представлен краткий обзор тестов зимних шин от ведущих отечественных и зарубежных изданий. Слепо полагаться на «выбор редакции» далеко не всегда представляется рациональным, и для этого существует масса причин [1]. Для понимания сути вопроса, отметим лишь некоторые основные причины:

  1. Отсутствие единого стандарта при выполнении замеров. Каждое издание делает замеры по своей методике и, как правило, при текущих погодных условиях.
  2. Далеко не в каждой статье указываются условия испытаний, поэтому результаты замеров зачастую складывают ложное мнение у потребителя.
  3. В ходе испытаний частенько применяются субъективные тесты, когда эксперт высказывает свое мнение и ставит оценки на основе своих ощущений.
  4. Система приоритетов при подсчете итоговых баллов у каждого издания своя. А с учетом того, что на общий итог оказывают влияние и результаты субъективных тестов, то «ценность» таких оценок для потребителя зачастую оказывается под сомнением.

Но если не верить тестам интернет-изданий и печатных журналов, как же тогда выбирать зимнюю резину? Ответ: будем верить, но не слепо, а будем тщательно анализировать и выбирать осознанно.

Далее представлен метод выбора зимней резины от нашего сайта CAR-TALES.RU. Двигаясь последовательно по шагам, постепенно будут отсеиваться ненужные варианты, и будут ужесточаться требования к оставшимся кандидатам.

Итак…

Пошаговый метод выбора зимней резины

Шаг 1. Выбираем только из разрешенного ряда типоразмеров шин под имеющиеся/планируемые колесные диски.

В статье по выбору летней резины данному вопросу уделяется особое внимание, и приводятся разъяснения относительно того, какими могут быть последствия из-за неправильного выбора типоразмера шины.

Шаг 2. Выбираем резину с усиленной боковиной.

В статье «Выбор летней резины: размер и рисунок шин» уже было рассказано о том, насколько легко можно пробить колесо без усиленной боковины.

А теперь представьте, сколько «удовольствия» можно получить от замены пробитого колеса в лютый мороз! Представили? Поэтому выбирайте модели с усиленной боковиной, если для вашего типоразмера шин такой выбор существует.

Шаг 3. Оцениваем сами себя, выбираем модель поведения.

Задайте себе простой вопрос: готовы ли вы отказаться от перемещения на автомобиле в определенные дни из-за «неудачных» погодных условий.

Если вы не готовы пойти на это, и автомобиль вам нужен каждый день вне зависимости от погоды, настроения и всего прочего, то выбор зимних шин будет зависеть от прогнозируемых погодных и дорожных условий, в которых планируется эксплуатировать резину, при этом критерий «комфортное перемещение» уходит уже на второй план.

Шаг 4. Оцениваем зимние погодные условия для вашего региона.

Для этого необходимо оценить количество дней в году, когда среднесуточная температура воздуха колеблется в пределах от -5°C до 0°C. Такую оценку можно выполнить, например, с помощью погодного сервиса «Климатический монитор».

Шаг 5. Оцениваем качество дорожных покрытий, на которых планируется эксплуатировать шины.

Постарайтесь спрогнозировать, будете ли вы ездить зимой по грунтовым дорогам, с какой периодичностью и каковым будет их состояние. Например, дорожное покрытие «щебень-песок», как правило, не доставляет особых хлопот с проходимостью, а вот «природный» грунт  может оказаться очень топким и труднопроходимым.

Шаг 6. Принимаем ключевое решение: с шипами или без шипов.

Следует знать об одном «фундаментальном» недостатке нешипованных зимних шин – крайне низкая эффективность торможения на льду при температуре льда близкой к 0°C по сравнению с шипованными шинами. Эксперты журнала «За рулем» проводили специальные исследования [2] данного вопроса, которые абсолютно точно подтвердили этот факт (рис. 1).

Как выбрать долговечную зимнюю резину для автомобиля? 3 основных критерия выбора

Рис. 1. Зависимость длины тормозного пути на льду от температуры для шипованных и нешипованных шин [2].

Таким образом, при температуре -5°C наблюдаются лучшие показатели длины тормозного пути у шипованных шин (рис.

1), при этом длина тормозного пути у нешиповок почти в два раза превышает показатели шиповок!  Дальше – хуже.

При 0°C разрыв в эффективности торможения увеличивается еще сильнее: длина тормозного пути у нешипованных шин в более чем ДВА С ПОЛОВИНОЙ РАЗА выше, чем у шипованных! Только вдумайтесь в эти цифры!!!

Примерно такой же эффект можно наблюдать из результатов тестирования зимних шин 2012, представленных в прошлой статье. Значение тормозного пути является, на наш взгляд, тем самым объективным параметром (если конечно, эксперимент был поставлен корректно), на который необходимо обращать внимание в первую очередь.

А теперь вспомним про то количество дней, которое было определено на шаге 4 предлагаемого метода. Все эти дни автоматически попадают в зону повышенного риска, и владельцам нешипованной резины необходимо в такие дни быть предельно внимательными.

Ситуация для них осложняется еще и тем фактом, что ухудшение сцепления колес с дорогой происходит, как правило, внезапно и крайне ощутимо.

Судите сами – при вождении по сухому или мокрому асфальту, снегу или слякоти водитель автомобиля, укомплектованного нешипованными шинами, чувствует себя достаточно уверенно и даже не задумывается об опасности, но только стоит попасть на лед, как автомобиль становится, по сути, неуправляемым! Об этом надо всегда помнить, и это требует от водителя высокой степени дисциплинированности и мастерства. А если таковых навыков нет, то лучше не рисковать и отказаться от вождения автомобиля в такие дни.

Если описанные выше перспективы вас не устраивают, значит нешипованные шины вам не подходят. Шипованные шины – ваш выбор!

В остальных случаях (снег, сухой и мокрый асфальт), нешипованные шины показывают соизмеримые и даже более высокие результаты по управляемости, сцепным свойствам и комфорту по сравнению с шипованными шинами. Все достоинства нешипованых шин в полной мере раскрываются при низких температурах – даже торможение на льду оказывается более эффективным по сравнению с шипованной резиной (рис. 1).

В [2] эксперты приходят к выводу, который полностью соответствует логике предлагаемого метода, а именно, «выбирая шины, учитывайте климат вашего региона: суровые снежные зимы, промороженные дороги – предпочтительнее нешипованные колеса; мягкие зимы, частые оттепели, сменяющиеся гололедом, – лучше шипы».

Автор данной статьи для вождения по Москве зимой отдает предпочтение именно шипованным шинам по следующим причинам:

  1. В Москве за зиму наблюдается достаточно большое количество дней, когда средняя температура воздуха колеблется в пределах -5°C…0°C. По опыту зимнего вождения в пределах Москвы можно сказать следующее:
    • риск оказаться на гололедице возрастает в ранние часы, когда замерзшие за ночь лужи еще «не разбиты» колесами автомобилей;
    • при «неудачных» погодных условиях гололедица образуется одинаково хорошо и на оживленных магистралях, и на тихих улочках, хотя с увеличением интенсивности транспортного потока лед, как правило, тает (если температура воздуха близка к 0°C);
    • дорожные службы, как правило, реагируют с запозданием на ухудшения дорожной обстановки, связанные с погодными явлениями;
    • на тихих улочках, парковках и прочих местах, где нет оживленного движения, лед может не таять очень долго!
  2. Отказываться от вождения автомобиля в «неблагоприятные» дни возможности нет.
  3. Нежелание чувствовать дополнительное эмоциональное напряжение на дороге – лучше чувствовать себя уверенно на всех покрытиях (пусть даже «одинаково средне»), чем постоянно ждать подвоха от подснежного льда, раскатанного льда у стоп-линии, утренних замерзших луж, которые в темноте не всегда можно заметить вовремя, и т.д.

Не исключаю, что некоторые читатели не согласятся с мнением автора по данному вопросу – главное, что какой бы выбор вы не сделали, вы должны четко знать слабые стороны этого выбора, потому что от этого напрямую зависит ваша безопасность и безопасность окружающих. А у нешипованных шин есть не просто слабые стороны, а это очень слабые стороны, и об этом надо всегда помнить!

Шаг 7. Составляем схему приоритетов «бездорожье — заснеженная дорога — сухой/мокрый асфальт».

На предыдущем шаге был сделан ключевой выбор, в основе которого лежит принцип «Безопасность, прежде всего».

И теперь каждый водитель должен расставить приоритеты, что для него важнее, ездить с комфортом по сухому и мокрому асфальту, ездить с комфортом по заснеженной дороге или же нужна повышенная проходимость в условиях бездорожья. В дополнение ко всему, немаловажным (а для кого-то, даже определяющим) фактором является стоимость резины.

Если на шаге 5 вы определили, что будете ездить зимой по труднопроходимым дорогам (например, будете часто выезжать за город, где дороги чистят редко), то представляется рациональным выбирать резину с повышенной проходимостью. Другой пример, когда вождение предполагается только по заснеженному, сухому или мокрому асфальту – в таком случае, возможно, лучше обратить внимание на резину с улучшенной  управляемостью на этих поверхностях.

Автор статьи для вождения по Москве отдает все-таки предпочтение управляемости в силу следующих причин:

  1. Большую часть времени приходится ездить по сухому или мокрому асфальту на достаточно высоких скоростях, поэтому на этих поверхностях управляемость, курсовая устойчивость и акустический комфорт должны быть на высоте.
  2. Часто приходится ездить по дорогам, покрытым невысоким слоем снега (местами со льдом) или слякотью. Здесь скорости в силу естественных причин уже пониже, однако, для уверенного вождения на этих покрытиях шины должны обеспечивать хорошую управляемость на снегу и льду (требования к проходимости пока не критичны).
  3. Иногда приходится ездить по дорогам с достаточно высоким слоем снега, когда после сильного снегопада дорожные службы не успевают справляться с уборкой. Скорости передвижения в таких условиях стремятся к минимуму, а вот требования к проходимости резины выходят на передний план.
  4. Часто приходится штурмовать снежные отвалы, например, чтобы припарковать автомобиль у тротуара. А снежная каша на парковке возле магазина может обернуться настоящим испытанием на «вездеходность» для вашего автомобиля. В таких ситуациях шины должны обеспечивать высокую проходимость.

Таким образом, для автора управляемость и курсовая устойчивость на сухом и мокром асфальте выходят на первый план, а на втором плане оказываются управляемость и проходимость на снегу. В итоге автор расставляет приоритеты для вождения по Москве следующим образом: 1) сухой/мокрый асфальт; 2) заснеженная дорога; 3) бездорожье.

Для многих читателей такой выбор для московских дорог покажется неприемлемым, и они отдадут предпочтение проходимости и управляемости на снегу. Возможно, такой выбор будет оптимальным для неспешных, степенных водителей.

Шаг 8. Все готово, чтобы сделать выбор.

А теперь вернемся к журнальным тестам зимних шин, и проработаем представленную в них информацию с учетом пройденных шагов. К этому моменту мы уже определились со многими критериями, а именно:

  • крайне желательно приобрести резину с усиленной боковиной;
  • имеется четкое представление, какие шины нужны именно вам: шипованные или нешипованные;
  • исходя из условий эксплуатации и личных предпочтений, имеется схема приоритетов «бездорожье — заснеженная дорога — сухой/мокрый асфальт».

Как видите, первые две позиции из данного списка сразу отсеют часть моделей, представленных в том или ином тесте.

Далее смотрим на результаты замеров тормозного пути на разных поверхностях. Наиболее информативны абсолютные результаты замеров при разных погодных условиях – можно оценить продольные сцепные свойства на разных поверхностях и сравнить эффективность разных моделей.

По мнения автора, это один из самых важных тестов, потому что его результаты во многом определяют потенциальную безопасность вождения. Какой бы выбор вы не сделали, главное, чтобы вы знали, насколько быстро выбранные шины смогут остановить автомобиль на той или иной поверхности при соответствующих погодных условиях.

Зная эту информацию, зная слабые стороны по отношению к другим моделям, водитель будет уже более осторожен на дороге, будет выбирать соответствующий скоростной режим и держать соответствующую дистанцию.

Согласитесь, ездить уверенно и с комфортом, безусловно, хорошо, но зимой гораздо важнее уметь вовремя останавливаться! Поэтому, на данном этапе представляется рациональным исключить заведомо «слабые» модели.

В итоге, имея список рекомендованных журналом моделей, имея список потенциальных кандидатов (все модели, которые не отсеялись на предыдущих этапах), остался последний шаг – сделать выбор на основе вашей схемы приоритетов, определенной на шаге 7. Результаты субъективных и объективных замеров, а также выявленные издателем слабые и сильные стороны для каждой модели без труда помогут вам сделать этот выбор.

Шаг 9. Вот он, мой неидеальный идеал!

Наконец-то вы определились с моделью, которая наиболее полно удовлетворяет условиям эксплуатации и вашим предпочтениям. Но, к сожалению, это еще не конец…

На просторах всемирной паутины в многочисленных отзывах потребители оставляют множество жалоб на качество ошиповки шин (со временем шипы выпадают) и износоустойчивость протектора.

Не поленитесь, внимательно и по возможности объективно постарайтесь оценить для вашей модели выявленные другими автомобилистами недостатки. Возможно, эта информация заставит вас пересмотреть свой выбор.

А может быть, вы останетесь на своем, потому что у конкурентов недостатков окажется не меньше, и просто будете более аккуратно эксплуатировать шины.

А может отказаться от журнальных тестов? К сожалению, все в этом сегменте не просто – очень много нюансов (химический состав резины, конструкция, рисунок протектора, расположение и форма шипов, высота шипов и т.д.), которые «на глазок» не определить!

Заключение

Очень надеемся, что предлагаемый метод поможет сделать вам осознанный выбор, и приобретенные шины будут обеспечивать, в первую очередь, высокий уровень безопасности в любой ситуации, а во вторую, доставлять удовольствие от вождения.

И еще, старайтесь держаться лидеров мирового рынка, потому что именно они вкладывают колоссальные средства в «бесконечную» оптимизацию параметров своих изделий, чтобы предоставить потребителю наиболее качественные, наиболее безопасные шины. Да, цена высока, но на безопасности (читайте «на зимней резине») экономить не рационально, не дальновидно, не рентабельно!

Список использованных источников

Рейтинг зимней резины 2018-2019: выбираем лучшие зимние шины для автомобиля

Рейтинг зимней резины 2018 — это результат маркетинговых исследований основных направлений рынка автомобильных шин. Здесь вы найдете краткое описание шин по брендам, сравнительный анализ технических характеристик и рекомендации по эксплуатации каждой из представленных моделей.

Как выбрать зимнюю резину для автомобиля?

Чтобы определиться с основными критериями при выборе автомобильных шин, следует сказать несколько слов об особенностях зимней резины.

  • Во-первых, эксплуатационные характеристики автомобильных шин при низких температурных показателях должны обеспечивать скоростной режим транспортного средства и безопасность движения. В условиях заснеженной или обледенелой трассы шины должны иметь хорошее сцепление с дорожным покрытием. Это обеспечивается наличием специального протектора, в том числе шипованного;
  • Во-вторых, материал, из которой изготовлена зимняя резина, должен сохранять необходимую эластичность и прочность. Над составом материала для производства зимних шин колдуют целые лаборатории, что позволяет достигать высоких эксплуатационных показателей и, следовательно, заслуженной популярности бренда среди автолюбителей.

Основные принципы классификации зимних шин

Принято считать, что условное разделение зимних шин выглядит таким образом:

  • Ошипованные шины – шины, оснащенные противоскользящими шипами. Шипы существенно повышают проходимость авто на снеговом или ледовом покрытии, но ухудшают качество движения на сухой дорожной поверхности. Наличие шипов в большинстве марок зимних шин сопряжено с повышением их «шумности»;
  • Фрикционные – шины, имеющие высокую ламелизацию протекторов. Их еще называют «липучки». Сцепление с поверхностью дороги обеспечивается формой протектора и плотностью нарезки ламелей. «Липучки» хорошо себя показывают на сухом асфальте и ухудшают свои показатели на заснеженной дороге;
  • Всесезонные шины – это универсальный тип, который эксплуатируется как летом, так и зимой. Демонстрируют не самые высокие характеристики по отдельно взятому сезону.

Нешипованные шины в свою очередь подразделяются на:

  • Европейские – рельеф протектора не столь агрессивный, имеет сходство с летним дождевым протектором наличием водоотводящими канавками. Рекомендуется для езды по мокрому снегу, слякоти;
  • Скандинавские – резиновая смесь мягче, протектор содержит большое количество ламелей и прорезей, что обеспечивает хорошую проходимость на заснеженных или обледенелых дорогах.

Рейтинг зимней резины 2018

Nokian Hakkapeliitta — №1

К будущему сезону финские производители подготовили новую модель WR A4, которая выполнена из специальной резиновой смеси Performance Traction Silica. Содержащееся в ней, кроме каучука и силики, масло канолы обеспечивает превосходные эксплуатационные характеристики.

Сцепление с дорожным покрытием становится максимально возможным, настолько, чтобы автомобиль мог безопасно ездить на высокой скорости не только по зимним дорогам, но и в условиях переменчивой погоды.

Резиновая смесь от финских шинников отличается еще и высокой износостойкостью, что также добавляет ей очков среди конкурентов.

Характерная особенность протектора – некоторая асимметрия и наличие продольных и острых «снежных когтей». Все в комплексе дает положительный эффект сочетания скорости и устойчивости на снежном покрытии.

Резиновая смесь для шин от немецкого производителя Continental содержит новые синтетические эластомеры, а шипы Brilliant Plus выполнены в форме четырехугольной усеченной пирамиды. Более ранние версии шипов имели круглую форму, вокруг них налипала ледяная крошка, сокращая площадь сцепления с поверхностью дороги.

Обновленные шипы, кроме того, что имеют новую форму и каналы для отвода ледяной крошки, еще и крепятся внутри протектора по новой технологии. Шипы содержат вставки из твердого сплава, которые цепляются за поверхность дороги, обеспечивая хороший разгон и торможение.

Все это в комплексе значительно повышает управляемость автомобилем в зимних условиях и в межсезонье. Модель является одним из лидеров на рынке зимней резины, отзывы, рейтинг и качестве шин только положительные. С большой вероятностью эти шины сохранят за собой лидерство и в зимнем сезоне 2018-2019г.г.

Pirelli Winter Ice Zero — №3

На третьем месте расположилась самая лучшая зимняя резина от итальянской Pirelli – шипованная для легковых автомобилей.

По словам производителя, Pirelli Winter Ice Zero проходили испытания в суровых зимних условиях, показав отличные результаты по основным техническим параметрам. Конструкторы Pirelli в своих разработках шин, в том числе и зимних, используют многолетний опыт участия в ралли. На этот раз разработчики шин сделали двойной шип и удвоили количество ламелей, просто «нашпиговав» ими поверхность шины.

Улучшенный профиль протектора сделан таким образом, чтобы наряду с устойчивостью и управляемостью износ шины происходил равномерно.

Следует отметить некоторую «шумность» этой модели и незначительное снижение сцепления с дорожным полотном при поворотах.

Nokian Nordman — №4

Эта модель – ответ на вопрос «Какая зимняя резина лучше?», если исходить из показателя соотношения «цена/качество». Высокое качество исполнения и отличная функциональность сочетаются с вполне приемлемой ценой, которая понравится многим автовладельцам.

Эти шины от лучшего финского производителя Nokian Nordman также отличаются наличием особенного элемента протектора, названного «медвежий коготь». Его функциональность заключается в сцеплении с поверхностью дороги и обеспечению устойчивого движения.

Nokian Nordman 4 — №5

И вновь финское качество преобладает в нашем рейтинге лучшей зимней резины 2018. На пятом месте – шипованные Nokian Nordman 4, который характеризуется более низким уровнем шума при движении. Этот эффект достигается за счет смягчающих подушечек на протекторе и устойчивых к износу шипов.

В рейтинге эта модель стоит в середине списка, поскольку обладает как достаточным набором отличных эксплуатационных свойств, так и некоторыми уязвимыми параметрами. Например, в условиях мокрой трассы или движении по ледяной поверхности эти шины не всегда безупречны.

Впрочем, существенным плюсом может стать умеренная цена этой модели.

Goodyear Ultra Grip Ice Arctic — №6

Шипованные шины от GoogYear на этот раз представлены моделью, выполненной по уникальной технологии, позволяющей сократить тормозной путь в условиях европейской зимы. Если говорить точнее, то Grip Ice Arctic разработана для потребителей из стран Балтии, Украины и России.

Протектор выполнен в форме V-образной формы с остроугольными ламелями и каналами для отвода влаги. Особенность протектора заключается в выполнении функции как «волнореза», так и распределителя его по всей поверхности и вывода наружу.

Эта конструкционная особенность в совокупности с использованием при производстве шины специального резинового состава делают эту модель довольно устойчивой на снегу, льду и мокром асфальте. Из недостатков следует отметить снижение скорости при движении на сухой поверхности.

Gislaved Nord*Frost 100 — №7

Эта модель – крепкий середнячок в рейтинге зимних шипованных шин для легковых автомобилей. Производитель – шведская компания, которая входит в состав концерна Continental. Ее продукция – это шведское качество и доскональное знание потребностей водителя при управлении автомобилем на заснеженной или обледеневшей дороге.

Конструктивная форма протектора обеспечивает хорошее и вполне уверенное сцепление с поверхностью дорожного полотна, правда, на сухой дороге отмечается существенное снижение маневренности и скорости автомобиля. Шумовые вибрации при эксплуатации этой модели шин находятся в середине диапазона и считаются приемлемыми.

Hankook Winter i*Pike RS W419 — №8

Модель зимних шипованных шин от корейских производителей отличается V-образным протектором, который имеет симметричный рисунок. Рельеф протектора претерпел некоторые изменения по сравнению с более ранней моделью: массивный разделительный барьер расположен посередине шины. Протекторные блоки стали более крупными и расстояние между ними увеличилось.

Кроме этого, инженеры сделали более высокую плотность ламелей, — теперь их более 120. Все эти конструктивные изменения сделаны в композиции с обновленным резиновым материалом, который характеризуется лучшей эластичностью при низких температурных режимах.

Formula Ice — №9

Модель отличается наличием шестигранного шипа и отличными ходовыми качествами за счет направленного рисунка протектора с центральным ребром. В совокупности это дает прекрасный эффект управления на мокром или сухом асфальтовом дорожном покрытии. Управление автомобилем с такими шинами будет комфортным и безопасным при движении по мокрой поверхности или талому снегу.

Эта модель используется для легковых автомобилей, в частности внедорожников. Специалисты отмечают, что автомобиль с такими шинами запросто справится с зимними вызовами в городских условиях, при плотном трафике, поскольку имеет неплохую маневренность как на снегу, так и на сухой поверхности.

Дополнительным плюсом этой модели считается вполне демократичная цена, что имеет также немаловажное значение для потребителей.

Michelin X-Ice North 3 — №10

Инженеры Michelin постарались сократить тормозной путь, совершаемый на этих шинах, почти на 10% по сравнению с ее предшественником. Благодаря форме протектора и другим конструктивным особенностям, на этих шинах автомобиль будет хорошо управляемым как на снегу, так и на ледяной крошке или слякоти.

Тесты показали, что на сухой автодороге тормозной путь, благодаря этим шинам, наиболее короткий. Невысокая цена и достаточно высокие эксплуатационные характеристики позволили шинам от Michelin занять место в рейтинге зимней резины сезона 2018-2019.

Какая зимняя резина лучше: шипы или липучка?

Среди автомобилистов ведутся постоянные дискуссии о том, какой тип зимних шин лучше и в чем преимущества одних перед другими. Пожалуй, на сегодняшний день не существует однозначного ответа, поскольку замена колес на автомобиле происходит в различных климатических условиях, в городе или пересеченной местности, в отдаленном поселке или крупном мегаполисе.

Шипы или липучка? Если вы проживаете в местности, где большинство дорог покрыто снежным покровом, который выравнивается дорожными службами, но не убирается до самого асфальта, ответ — «Берите липучки». Как правило, это условие прекрасно выполняется в северных европейских странах, например, в Финляндии или Швеции.

В нашей стране дороги либо вовсе не чистят, либо чистят до самого асфальта. Если автомобиль эксплуатируется в городе, разумнее будет «обуть» его в не шипованные шины: и скорость не снизится, и маневренность сохранится.

Если на таких шинах отправиться в поездку по заснеженной трассе, то в таких условиях «липучка» наверняка подведет.

Еще один немаловажный фактор при выборе автомобильных шин – их цена. Пока еще большинство наших соотечественников в силу разных причин предпочитает приобретать шины из эконом-сегмента.

При выборе автомобильных шин важно понимать, что отличные технические или качественные характеристики зимней резины – это не мода, а забота о безопасности вашей, и ваших пассажиров.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Добавить комментарий
Adblock
detector