Как пользоваться круиз контролем в автомобиле

Эксплуатация системы

Распространенным интервалом для работы АСС является скоростной промежуток 35…190 км/ч. Более современные системы выдерживают работоспособность в расширенном варианте 0…210 км/ч, а также используют дополнительную опцию стоп/старт.

Функционирование адаптивного круиза проводится в нескольких режимах:

  • при стабильной скорости;
  • во время ускорения;
  • при замедлении авто.

Когда на трассе отсутствуют помехи в виде других автомобилей в зоне действия радара или лидара, то машина идет с включенной системой на постоянной скорости. Во время перестроения ведущего авто или повышения скорости, электроника возвращает скоростной режим для своего авто таким, каким его устанавливал первоначально водитель.

Во время сброса скорости ведущего авто или его перестроении в ваш ряд, электронный блок для соблюдения безопасной дистанции понижает текущую скорость для своего автомобиля. Чаще всего кроме работы заслонки в данной ситуации используется тормозная система. Электронный блок управления обеспечивает повышение давления в тормозной системе.

Дополнительными модулями, обеспечивающими безопасность авто с адаптивным круиз контролем, являются такие сервисы:

  • модуль экстренного торможения;
  • системы современной спутниковой навигации;
  • превентивные системы безопасности.

В большинстве случаев круиз контроль обеспечивает экономию топлива, которая может доходить до 5%. Расход снижается за счет того, что водитель не использует педаль акселератора без необходимости, поэтому трата бензина во время ненужных ускорений исключается.

Как работает круиз-контроль

Современные системы круиз-контроля интегрированы в электронику автомобиля и часто устанавливаются на транспортные средства в сочетании с дополнительными технологиями. Например, с системой предупреждения проезда перекрестков и переулков, системой контроля слепых зон или системой экстренного аварийного торможения в случае опасности на дороге.

Со стандартной системой круиз-контроля водителю для поддержания скорости необходимо с помощью переключателя установить нужную скорость движения и затем нажать кнопку либо на рулевом колесе, либо рычаг на рулевой колонке. В итоге электроника машины запомнит установленную скорость и будет автоматически с помощью контроля дроссельной заслонки поддерживать заданную скорость движения автомобиля. 

На некоторых автомобилях вы можете регулировать скорость с помощью кнопки и тогда машина будет автоматически изменять свою скорость.

На автомобиле оборудованным адаптивным круиз-контролем (ACC), вы можете увеличивать или уменьшать заданную скорость прямо во время движения и автомобиль будет разгонятся или замедлятся до установленной скорости.

Также система адаптивного круиз-контроля использует радиолокационные или лазерные датчики для поддержания заданного расстояния до автомобилей, идущих впереди. Также с помощью этих же сенсоров адаптивная система может как увеличивать так уменьшать расстояние до впереди идущих автомобиле по мере необходимости. 

Для отключения круиз-контроля нужно просто нажать кнопку, и вы восстановите ваш контроль над дроссельной заслонкой с помощью педали газа. Стоит отметить главную особенность всех видов круиз-контроля что при нажатии педали тормоза водителем система поддержания скорости движения автоматически выключается. Это сделано для безопасности. 

На автомобилях с механической коробкой передач при нажатии педали сцепления также круиз-контроль в целях безопасности деактивируется. Правда подобным образом не все машины ведут себя так. Все зависит от марки и модели.

Кстати большинство автомобилей оснащенные системами круиз-контроля имеют функцию памяти. Это означает, что, выставив определенную скорость поддержания движения, в последующем эта настройка остается в памяти системы и вам не придется устанавливать скорость заново. Это касается и в том случае если круиз-контроль отключился в связи с нажатием педали газа или сцепления. 

Также обращаем ваше внимание, что на более ранних системах круиз-контроля система включается только при скорости не ниже 30-50 км/час. Стоит отметить, что некоторые производители автомобилей до сих пор поддерживают подобное ограничение

Тем не менее в большинстве современных автомобилях в наши дни круиз-контроль можно включить даже при движении на минимальной скорости. Это сделано для того чтобы современный адаптивный круиз-контроль мог работать вместе с системой старт/стоп, которая отключает автоматически двигатель при остановках машины. 

Из чего состоит система адаптивного круиз контроля

Итак, для начала нужно рассмотреть датчик расстояния. Он, как видно из названия, занимается измерением расстояния до ближайших препятствий и скорости движения. На данный момент наиболее эффективны в этом плане специальные радары. Есть несколько типов производителей, на которых останавливаться лишний раз не стоит – все они действуют по одному и тому же принципе – излучают электромагнитные волны, получая в ответ эхо, на основе которого и происходит «ориентирование в пространстве». Скорость автомобиля, который движется впереди, радары определяют с помощью оценки времени, за которое сигнал возвращается на датчики. Далее все данные передаются в электронный блок управления системы.

Также в системе адаптивного круиз контроля используются лидары – лазерные устройства, работающие по тем же принципам, что и обычные радары, описанные нами выше. При этом, несмотря на более усовершенствованную конструкцию, лидары стоят значительно дешевле обычных радаров. Единственный их минус – зависимость от погоды. Так что, если вы покупаете дорогой автомобиль, то там, скорее всего в ACC будут установлены обычные радары, никак не зависящие от погодных условий.

Вторая важная составляющая системы – датчики расстояния. Они работают в радиусе примерно ста пятидесяти метров, в зависимости от марки производителя. Последние и самые совершенные разработки позволяют использовать одновременно на бампере как коротковолновые, так и длинноволновые датчики. Снятие данных в коротком диапазоне позволяет останавливать автомобиль полностью. Датчики, работающие в большем диапазоне, рассчитаны на притормаживание до скорости не меньше тридцати километров в час. Такие системы отлично себя показывают не только на больших скоростях, но и в городских условиях, к примеру, в привычных для часа-пик пробках. Наиболее распространенная связка – три датчика. Один работает в дальнем радиусе, оставшиеся два в ближнем.

Самой важной частью системы адаптивного круиз контроля считается блок управления, в котором находятся основные компьютерные программы, отвечающие за корректную и своевременную работу всей системы. Блок принимает сигналы от всех датчиков, обрабатывает ее и, на основе фактических данных, вмешивается в управление автомобилем, если того требует ситуация

Сигналы позволяют определить несколько важных моментов:

  • Насколько быстро движется автомобиль;
  • Какова скорость впереди идущего автомобиля;
  • Дистанцию до ближайшей машины;
  • Насколько сильно повернут руль;
  • Значение бокового ускорения;
  • Радиус кривой.

Блок управления ACC обрабатывает все полученные данные, сравнивает их с фактическими и заданными в программе, после чего принимает решение относительно того, следует ли изменять скорость, корректируя ее для возвращения к установленным параметрам

Важно, что адаптивный круиз контроль не имеет ни одного собственного устройства, вмешивающегося в работу автомобиля, однако, при корректной работе система без труда выполняет свои функции с помощью других электронных систем транспортного средства

Алгоритмы управления круиз-контролем

Модули управления круиз-контролем

В общем виде система управления и для лег­ковых, и для грузовых автомобилей состоит из трех модулей управления.

Круиз-контроль

Если радарный датчик не обнаружил впереди идущих автомобилей, система поддерживает скорость автомобиля, заданную водителем.

Система управления тяговым усилием

Радарный датчик обнаружил впереди идущие автомобили. Система поддерживает постоян­ный временной интервал до ближайшего ав­томобиля на постоянной величине.

Управление при поворотах

На крутых поворотах радарный датчик может «потерять» впереди идущий автомобиль ввиду ограниченного угла обзора. До тех пор, пока этот автомобиль не появится в поле зрения радара снова или пока система не переклю­чится в нормальный режим круиз-контроля, система принимает особые меры. В зависимо­сти от марки автомобиля, скорость, например, может поддерживаться постоянной, регулиру­ется боковое ускорение, или система адаптив­ного круиз-контроля отключается.

Обнаружение объектов и закрепление их за полосами движения

Основная задача радарного датчика и его электронных систем в том, чтобы обнаружи­вать объекты и закреплять их за соответству­ющими полосами движения: за той же, на которой находится собственный автомобиль, или за другой. Такое закрепление объектов за их полосами движения требует точности обнаружения впереди идущих автомобилей (с высоким разрешением), а также точного знания параметров движения собственного автомобиля. Решение относительно того, какой из обнаруженных объектов будет ис­пользоваться системой адаптивного круиз- контроля в качестве опорного, основано, главным образом, на сравнении между по­ложениями и параметрами движения выяв­ленных объектов и движением собственного автомобиля. В данном случае, в особен­ности для коммерческих автомобилей, не обязательно выбирать ближайший впереди идущий автомобиль в качестве опорного объ­екта. При некоторых условиях может быть более разумно выбирать второй автомобиль, а не ближайший, например, если легковой автомобиль вклинивается с соседней полосы и продолжает ускоряться, чтобы перестро­иться обратно.

Электронная структура

Кроме данных, получаемых от датчиков (рис. «Принципиальная схема системы адаптивного круиз-контроля (ACC)» ), система адаптивного круиз-контроля (АСС) требует дополнительных данных о работе двигателя, системе замедления (для коммерческих автомобилей), блоков управления трансмиссией и ESP; эти данные передаются по шине данных CAN. С другой стороны, эти блоки управления преобразуют ускорения, задаваемые системой адаптив­ного круиз-контроля в сигналы для двига­теля и тормозов. Координация управляющих сигналов (например, соотношение между требуемым торможением и возможностями тормозной системы) может происходить или в блоке ESP, или в управляющем компью­тере, или собственно в системе адаптивного круиз-контроля (АСС).

Радарный датчик установлен в передней ча­сти автомобиля. Направление сканирования радара сориентировано вдоль продольной оси автомобиля. Это направление регули­руется винтами, находящимися в месте кре­пления датчика. Если направление сбито под воздействием физических факторов, напри­мер, из-за деформации места установки, или по иной причине, требуется провести новую регулировку. Регулировка на незначительные отклонения производится автоматически, через алгоритмы, запрограммированные в программном обеспечении. Если требуется ручная регулировка, сообщение об этом по­сылается водителю.

Конструкция

В простом случае под капотом имеется сервомотор, который посредством тяги или троса механически связан с сектором газа на карбюраторе или инжекторе. При движении автомобиля с определённой установившейся скоростью и постоянным углом наклона педали газа (а значит, и углом поворота сектора газа) водителем включается режим стабилизации, при этом электронный блок управления (ЭБУ) запоминает текущий угол поворота сектора газа. При падении скорости движения автомобиля электрический сигнал рассогласования, снимаемый с внешних датчиков движения (спидометра, КПП или ЭБУ трансмиссии, зависит от конструкции), приходит на ЭБУ круиз-контроля, который, в свою очередь, даёт команду на сервомотор, который начинает перемещать сектор (и педаль газа) на увеличение подачи топлива. В зависимости от сигнала рассогласования угол поворота сектора будет увеличиваться, пока скорость автомобиля не станет расти либо сектор не упрётся в ограничительный упор (при наличии на автомобиле автоматической КПП последняя ещё раньше автоматом перейдёт на пониженную передачу, что обусловлено заложенной в неё логикой работы). При достижении заданной скорости движения сервомотор останавливает перемещение сектора газа.

При увеличении скорости более заданной сервомотор отрабатывает на перемещение сектора газа в сторону уменьшения подачи топлива, вплоть до механического упора по холостому ходу, что вызовет торможение двигателем. В случае дальнейшего роста скорости водителю необходимо подтормаживать самому, так как круиз-контроль не имеет связи с тормозной системой автомобиля.

В любом случае данная система не предназначена для сложных условий движения и должна включаться водителем только на пустых и прямых загородных трассах исключительно в равнинной местности, в противном случае можно очень легко попасть в аварийную ситуацию. Для экстренного выключения круиз-контроля достаточно поставить ногу на педаль тормоза и немного её нажать, также дополнительно предусматриваются кнопки и рычаги быстрого отключения.

Принцип работы

Предусмотрены следующие положения органов управления круиз-контролем
и соответствующие им режимы функционирования:

OFF — круиз-контроль выключен.

ON — установите переключатель в положение ON, круиз-контроль будет
включен, затем выберите скорость движения и активируйте систему кнопкой
SET.

SET (установить) — нажимая на педаль акселератора выберите
необходимую скорость движения, нажмите и отпустите кнопку SET, отпустите
педаль газа — машина продолжит движение под управлением круиз-контроля,
а контроллер «запомнит» установленную скорость, на панели приборов
включится индикация CRUISE ENGAGED.

RESUME/ACCELERATE (R/A) (возобновить/ускорить) — воздействие на
переключатель (кнопку) R/A, когда круиз-контроль активирован приведет к
увеличению установленной для движения скорости. Удерживайте
переключатель R/A пока машина не разгонится до необходимой скорости,
отпустите переключатель — система будет поддерживать движение машины с
увеличенной скоростью. Кратковременное воздействие (менее 0,5 с) на R/A
вызовет увеличение скорости машины на 1 милю/ч (1,6 км/ч).

Существует и другой способ увеличить скорость круиз-контроля:
воздействуйте на педаль газа до достижения требуемой скорости, нажмите и
отпустите кнопку SET, отпустите педаль газа — система будет поддерживать
выбранную скорость.

Для выключения круиз-контроля достаточно легко нажать на
педаль тормоза либо установить переключатель (нажать на кнопку) в
положение OFF, с той разницей, что в этом случае «запомненное»
контроллером значение скорости будет «стерто». Если управление находится
в положении ON, то после нажатия на педаль тормоза круиз-контроль можно
активировать кратковременным воздействием на R/A — система сама разгонит
автомобиль до скорости, которая «запомнена» контроллером перед нажатием
на педаль тормоза.

Для снижения скорости нажмите и удерживайте кнопку SET пока
машина не замедлит движение до необходимой скорости. Кратковременное
воздействие (менее 0,5 с) на SET вызовет уменьшение скорости машины на 1
милю/ч (1,6 км/ч).

После выключения зажигания или переключателя в положение OFF
«запомненное» контроллером значение скорости будет «стерто».

Чтобы обогнать машину, идущую впереди, нажмите на педаль газа
для увеличения скорости, после завершения обгона отпустите педаль —
машина снизит скорость до той с которой Вы начали обгон и будет ее
удерживать.

Насколько хорошо будет работать круиз-контроль на дорогах с частыми
спусками и подъемами зависит от нагрузки машины, выбранной скорости и
крутизны дороги. При движении вверх возможна потеря скорости — Вам
придется нажимать на педаль газа. При движении вниз, тормозящего усилия
двигателя может быть недостаточно, потребуется воздействие на педаль
тормоза, при этом круиз-контроль будет выключаться. Многие водители
считают слишком неудобным включать систему после каждого торможения и
отказываются от использования ее в условиях частых крутых спусков и
подъемов.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!

Не используйте круиз-контроль на обледенелых и скользких
дорогах! Это может привести к срыву машины в занос. Не используйте
круиз-контроль в тяжелых дорожных условиях!

Предназначение и способ использования данной опции

Что такое круиз-контроль, для чего он и как работает знают далеко не все водители. Большинство считают эту функцию излишней роскошью. Но есть и те, кто оценили ее, и не представляют без нее комфортного вождения.

Каждый водитель считает долгие поездки тяжелыми и изнурительными. Постоянная сосредоточенность и однообразие дороги способны даже из семейного отдыха сделать что-то неприятное, ведь водитель достигает пункта назначения уже усталым и раздраженным. Круиз-контроль способен несколько облегчить участие.

Впервые функция начала использоваться в 1950 году в США, и постепенно распространилась на рынок автопрома по всему свету.

Круиз-контроль используется преимущественно за городом, там где на дороге нету частых знаков дорожного движения. Функция поддерживает постоянную, заданную водителем скорость без использования коробки передач, при нажатии на педаль газа.

Как только система видит что отметка скорости падает ниже указанной – автоматически прибавляет газа. На спусках, наоборот, автоматически снижает ее также без вмешательства со стороны водителя.

Система управления круиз преимущественно находится на колесе руля, или под ним, и включает в себя несколько кнопок управления:

  • кнопки включения и выключения;
  • кнопка, которая задает скорость (при клике прибавляет + 2 или 5 пунктов);
  • возвращение к указанным параметрам круиза после его принудительного выключения;
  • кнопка сброса скорости.

Включение функции доступно после разгона авто до скорости -40 км в час. Выключить ее можно путем давления на педаль тормоза, или на копку под рулем.

Те водители, которые удивляются наличии круиз-контроля на механике, наверняка встречали ее только на автоматической коробке передач. Такая функция действительно используется преимущественно на АКП, а при необходимости монтируется и при механической.

Более слабые аналоги могут не выдержать нагрузки, так как система авто не является предварительно рассчитана на их установку.

Различают пассивный и адаптивный круиз-контроль.

Пассивным называется процесс когда заданная компьютером скорость держится без влияния водителя. При нажатии на педали газа и тормоза она временно отключается, но опять включается как только убирается нога.

Система адаптивного контроля пошла еще дальше своей старой версии. Она не только фиксирует скорость, но и учитывает автомобиль находящийся впереди. Датчик способен сосредоточиться на индивидуальном номерном знаке машины впереди и следовать за ней “по пятам” или сосредоточиться на другой, в зоне одной полосы.

Резкое сокращение дистанции сообщает водителя звуковым сигналом. Это позволяет или вовремя нажать на педаль тормоза, или избежать удара маневрированием в сторону. В последних моделях автомобилей, система способна избежать столкновения сама, принудительно остановив транспортное средство.

Такой вид круиза функционирует при скорости от 30 до 200 км. в час. Он требует постоянного контроля рулевого колеса руками, иначе он просто выключается. Предусмотрена также возможность задания движения автомобиля только в своей полосе, без привязки к конкретной машине впереди и ее движению по разметке.

В основе круиз-контроля лежит полноценный бортовой компьютер, который в свою очередь соединен с ограничителем и датчиком.

Однако какой бы совершенной ни была система установлена в авто, есть ряд исключений когда пользоваться ею не рекомендуется для своей безопасности: при мокрой дороге, намерзании льда и гололедице, плохой видимости, усталости водителя, тумане или сильном снегопаде.

В перечисленных случаях лучше управлять транспортным средством самостоятельно. Хотя программа и помогает облегчить жизнь на дороге но полностью полагаться на него не стоит, так как она не обеспечит полностью беспилотное управление.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Добавить комментарий
Adblock
detector