ЛАЗ-695 Львов ЛАЗ-695 Львiв

Архив моделей марки LAZ

ЛАЗ 6991978 года

История марки LAZ / ЛАЗ

Львовский автобусный завод (ЛАЗ) — советское и украинское автомобильное предприятие. Днём основания Львовского автобусного завода является 21 мая 1945 года. Около десяти лет завод выпускал автолавки, автокраны, автомобильные прицепы. В 1956 году экспериментальный цех завода выпустил первый автобус ЛАЗ-695 и с того момента начался их серийный выпуск. Для разработки этого автобуса ЛАЗ закупил образцы самых современных европейских автобусов — Магирус, Неоплан, Мерседес. Их изучали, испытывали, рассматривали с точки зрения технологий производства на ЛАЗе, в результате чего конструкция львовского первенца к концу 1955 года была практически разработана. Отправной точкой при его проектировании стала конструкция автобуса «Мерседес Бенц 321», а внешние стилистические решения были подсмотрены у автобуса Магирус TR-120.

С 1960-х гг. прошлого века ЛАЗ являлся основным производителем специализированных автобусов, обслуживающих Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина и космодром Байконур. В 1994 году на базе предприятия было создано Открытое Акционерное Общество «Львовский автобусный завод», контрольный пакет акций которого принадлежал Фонду Госимущества Украины. В этом же году началось серийное производство троллейбусов ЛАЗ-52522. С 2001 года завод получил статус частного предприятия с коллективной формой собственности. В 2002 начался выпуск четырёх совсем новых моделей автобусов: пригородных и туристических Лайнер 9, 10, 12, а также особенно больших городских ЛАЗ-А291. Была адаптирована к требованиям рынка большая городская модель ЛАЗ-5252. В августе 2003 года был выпущен полутораэтажный туристический ЛАЗ-5208 — первый автобус из семейства совершенно новых моделей, которое получило название НЕОЛАЗ. В мае 2004 года были представлены две следующие модели НЕОЛАЗа: городской автобус с низким уровнем пола ЛАЗ-А183 «Сити» и перронный автобус с низким уровнем пола ЛАЗ-АХ183 «Аэропорт». Модельный ряд автобуса оборудованы двигателями Ярославского моторного завода (Россия), фирмы Deutz (Германия) и задними мостами Raba (Венгрия).

В 2007 году производство холдинговой компании «ЛАЗ», в которую входят Львовский автобусный завод, а также Днепровский автобусный завод (Днепродзержинск) и Николаевский машиностроительный завод (Николаев), составило 471 единицы (автобусов и троллейбусов). 30 марта 2010 года во Львове подписан меморандум Кабинета министров Украины и Львовского автобусного завода об изготовлении 1500 автобусов и 500 троллейбусов для городов, принимающих Евро-2012 (в конечном счете эти автобусы так и не были поставлены). В 2013 году завод ЛАЗ переживает сложные времена. Владельцы завода объявили о процедуре его банкротства. Годом позже конвейер по производству автобусов во Львове полностью останавливается, отсутствие экспортных заказов и задолженность за выполненные поставки техники окончательно обострили ситуацию. В марте 2015 года все помещения завода и остатки оборудования были выставлены на аукцион.

Читайте также:  Как спланировать самостоятельную поездку на Байкал

Европейские сенсации

В 1967 г. заводское конструкторское бюро ЛАЗа переформатировали в учреждение всесоюзного масштаба – ГСКБ, Головное Союзное Конструкторское Бюро. Новый статус совпал с этапным событием в жизни автобусостроителей всего государства – участием советских заводов в XVIII Международной автобусной неделе в Ницце и в XV Международном туристическом ралли. Представители трех заводов – ЛАЗа, ЗИЛа и ПАЗа приехали на Лазурный берег на своих новых моделях: ЛАЗ «Украина-67», ЗИЛ-118 “Юность” и ПАЗ-665. На Английской набережной модного европейского курорта выстроились 133 автобуса самых известных мировых брендов.

К Международной автобусной неделе в Ницце 1967 года львовяне подготовили новый концепт ЛАЗ “Украина-67”

И «Украина» на их фоне выглядела если не футуристично, то очень выразительно, отличаясь нестандартными формами – лаконичными и гармоничными.

Но сенсацию автобусной недели сделали не только дизайн ЛАЗа, а и его техническая начинка – пневмоподвеска, комфорт водителя и пассажиров, системы управления. Иностранные специалисты, работавшие на выставке, заглядывали, изучали, рассматривали украинский автобус едва ли не под микроскопом – благо, делать из своих достижений секрет у наших соотечественников было не принято.

Корма ЛАЗ “Украина-67” была чрезвычайно выразительной. На следующем концепте ее сделали более сдержанной

Отметили достижения львовян и официальные лица – организаторы шоу, которое, напомним, проводилось на тот момент уже 19-й раз. Всего делегация советских автобусов заработала в 1967 году в Ницце 12 наград, из них «доля» ЛАЗа была такой:

  • Приз Президента Франции
  • Два Больших приза отличия
  • Специальный приз оргкомитета – за участие в туристическом ралли
  • Гран-При и Кубок оргкомитета – за технические испытания
  • Серебряная медаль кузовостроителей – за конкурс кузовов
  • Большой Кубок – за Первое место в абсолютном зачете за мастерство вождения (за рулем машины был инженер-испытатель С. Борим).

Ценность этих наград особенно высока, если знать, что конкурировать «Украине-67» пришлось с настоящей звездой экспозиции – уникальным в своем роде микроавтобусом ЗИЛ-118 «Юность», построенном на суперкомфортабельном шасси правительственного лимузина.

Львовские конструкторы постоянно совершенствовали перспективные модели. К автобусной неделе в Ницце 1969 г. подготовили новый образец “Украины” – с иным кузовом и доработанным оснащением.

К следующем шоу в Ницце, через два года, приготовили переработанную версию этого автобуса. Новинку отличали новый кузов с ровной крышей и пассажирской дверью с сервоприводом, и сглаженная, менее радикальная форма кормовой части. Модель ЛАЗ “Украина-69” снова собрала урожай кубков и наград: Большой приз отличия, Вымпел Инициативного Синдиката, Бронзовая медаль Комиссариата туризма, два Кубка Оргкомитета – за ралли и отдельно за маневренность, переходящий Приз Луи Боландаро за техническое совершенство ходовой части.

Читайте также:  07RUS Blog Перед началом реставрации авто

Ну, а чтобы закрепить международный успех, модель свозили в Бельгию на автошоу в Брюсселе. Машина вернулась во Львов в звании «Лучший европейский автобус»…

Первые львовские модели

Уже через год, в 1956 г., на ЛАЗе выпустили свою первую модель – городской девятиметровый ЛАЗ-695 так называемой средней вместимости. Новинка была построена в духе новейших на то время инженерных решений. Вместо принятой ранее рамы от грузовика несущую функцию выполнял пространственный каркас. Это было силовое основание в виде объемной фермы из прямоугольных труб, связанной с пространственным каркасом кузова.

Концептуальный ЛАЗ “Украина-1” задал тон стилистике и конструкции львовских автобусов на десяток лет вперед

Подвеска тоже была не от грузовика, как это было принято ранее, а специальная, сконструированная с учетом требований комфорта. В ее создании поучаствовали специалисты научно-исследовательского института НАМИ.

Вместе с заводчанами они скомбинировали рессоры и пружины таким образом, чтобы при увеличении нагрузки (пассажиры наполняют салон на остановках) в работу вступали дополнительные упругие элементы, но при частичной загрузке работали лишь часть элементов. Таким образом, подвеска всегда оставалась комфортной, независимо от степени загрузки.

Также новацией для своего времени было кормовое расположение силового агрегата, 90-сильный двигатель стоял продольно в заднем свесе, вместе с коробкой передач и главной передачей. Автобус ЛАЗ-695 поставили на поток, а конструкторы начали работать над следующими поколениями.

Производимая продукция неполный перечень

Троллейбус ElectroLAZ-12 в Тернополе, Украина

Автобус ЛАЗ-695, старейшая и наиболее распространённая модель «ЛАЗа»

AeroLAZ-12, обслуживающий аэропорты (Львов, 2008)

  • ЛАЗ-699Т
  • ЛАЗ-5207 (LAZ Liner 12)
  • ЛАЗ-52072
  • ЛАЗ-52075
  • ЛАЗ-5208 (NeoLAZ 12)
  • ЛАЗ-5252
  • ЛАЗ-52522
  • ЛАЗ-52528
  • ЛАЗ-A07310
  • ЛАЗ-А1414
  • Серия ЛАЗ-Украина
  • ЛАЗ-«Украина-71»
  • ЛАЗ-«Украина-34»
  • NeoLAZ 10 (4208)
  • LinerLAZ 9 (A141)
  • CityLAZ 10 (A152)
  • InterLAZ 10LE (A152)
  • CityLAZ 10LE (A152)
  • CityLAZ-12
  • InterLAZ 12LE (A183)
  • AeroLAZ 12 (AX183)
  • CityLAZ 13.5 (A191)
  • CityLAZ 13.5LE (A191)
  • InterLAZ 13.5LE (A191)
  • AeroLAZ 13.5 (AX191)
  • ЛАЗ-А291
  • CityLAZ-20
  • ElectroLAZ-12
  • ElectroLAZ-20

Мои 80-е Автобусы в СССР

Ну что, поностальгируем?

ЛАЗ 695Е (Львовский, Лазик)

В качестве рейсовых попадались редко, в основном использовались как «Заказной», еще помимо «Икарусов» в пионерские лагеря возили на таких. Самое прикольное — верхние окошки.
В детстве я думал, что «Л» означает «Ленинград»

ЛАЗ 695 (Львовский, Лазик)

Самый неудобный городской автобус. По салону видно, что он не предназначен для стоячих мест. Зимой был самый теплый, а летом — самый душный. Заднее сиденье реально грело задницу в любое время года. Часто ездили со снятыми задними крышками, но и это не помогало.

Читайте также:  Регулятор холостого хода автомобиля

ЛИАЗ 677 (Лиазик, Скотовоз)

Хорошо проветривался, иногда еще и за счет дырок в полу. Были нескольких модификаций — с низкой задней площадкой и с высокой. Из-за высоких перегрузок автобусы всегда ездили в раскоряку.
Самый смак — звук бутылок!!! Звук бутылок был повсюду в салоне, и никто не мог сказать, откуда он доносится. Незабываемо!
В Питере был повсеместным в пригородах. По появлению на дорогах «Икарусов» всегда можно было сказать, что выехали из пригорода и заехали в черту города.

Ikarus 280 (Гармошка, Колбаса, Сосиска, Длинный)

Самый вместительный городской автобус времен СССР. Единственная беда — сама гармошка, вечно рваная, из-за которой выхлопы солярки часто попадали в салон.

Ikarus 260 (Обычный, Желтый)

Бывал такой облом: стоишь на остановке, толпа стекается, а издали не видно, гармошка идет или обычный. Если обычный, вся толпа резко падала духом, т.к. в гармошку влезть было больше шансов.

Ikarus 280К (Обрубок)

Было время, когда на заводах из-за отсутствия запасных узлов сочленения гармошек принялись клепать «обрубки». На фото еще нормальный с двумя относительно новыми планетарными дверями. А бывало и хуже, когда попадались вообще с одной ширмовой дверью.
Кстати, это были самые мощные автобусы из всех городских. При уменьшенном весе движки на них стояли от Ikarus-280, к которым просто не крепили второй вагон.

Ikarus 250 и 255 (Междугородный, Красный).

Ну это вообще — советский люкс! У 255 дверь открывалась по-пижонски вбок, а на дальних рейсах были сверху пиписьки с кулерами и фонариками, как на самолетах.

ПАЗ 672 (Пазик)

Когда-нибудь бывали во времена СССР на селе или в небольших городах? Тогда сразу можете сказать, что неправильно на картинке. Так точно, не хватает пары вымпелов, овальных наклеек с Высоцким или какими-то бабами и чертика из трубок для капельницы!
А как он в горку идет, а? Звук второй передачи помните? А пыль вдоль дорог?

КАвЗ 685

Еще привет жителям села!

Кубань Г1А1-01

Блин, дизайном этого автобуса можно пугать детей, а тут их возят!

РАФ 2203 (Латвия)

В Ленинграде тоже были маршрутки. Если цена за проезд в автобусе была 5 копеек, то за проезд в маршрутке — 20 коп (как сливочное мороженое или 2 стакана молочного коктейля).

Генрих Лиговский
29.05.2012

Киноляп «ЛАЗ/Икарус» из «Ералаша»

Полезные ссылки:

Обсудить на форуме

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Добавить комментарий
Adblock
detector