Бензиновый кризис к чему приведет рост цен на топливо в России

Комментарии чиновников

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша, который должен знать ситуацию лучше всех остальных, отказался комментировать эту информацию: «Я не буду это комментировать. Мне Артемьев официально запретил давать прогнозы, так что извините», — ответил корреспонденту «Авто Mail.Ru» глава РТС.

А вот Михаил Турукалов, гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков», считает, что бензин и дизтопливо действительно могут резко подорожать, так как на рынке сложилась непростая ситуация: сейчас оптовые (те, которые на бирже) и мелкооптовые (те, которые на нефтебазе) цены существенно выше, чем розничная стоимость топлива на АЗС!

В настоящее время биржевые цены на НПЗ и мелкооптовые цены на нефтебазах в регионах существенно выше, чем стоимость бензина и дизтоплива на АЗС. У розничных продавцов топлива значительные убытки, поэтому им приходится повышать цены на заправках. Причем рост цен на заправках в последние недели ускоряется. Мы это видим по данным, которые публикуют Росстат и Московская топливная ассоциация.

Но сколько прибавит топливо, эксперт предсказать не взялся. «Ждать ли повышения цен на 2-3 рубля в ближайшие месяцы, или еще более сильного роста — это будет зависеть от динамики цен на бирже и мелком опте. Пока мы видим, что у чиновников нет возможности и средств, чтобы воздействовать на эту ситуацию», — резюмировал Михаил Турукалов.

Реклама:

Почему в других странах цены на топливо не растут

Растут, но не так стремительно. Например, в США есть реальная конкуренция между американскими нефтяными компаниями. И все крупнейшие компании (ExxonMobil, ConocoPhillips, Chevron и Valero) реально частные, а не с госучастием, как в России.

И они делают всё, чтобы не допустить резкого роста цен, да и американское государство в этом не заинтересовано.  Для американского бюджета нефть – далеко не самый главный доход.

Фото на превью: bigthink.com

Валерий Борисов

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ruFacebook: @gosrfОдноклассники: @gosrfTwitter: @gosrf

Валерий Борисов

Читайте нас также:
  • Telegram: @gosrf_ru

  • Facebook: @gosrf

  • Одноклассники: @gosrf

  • Twitter: @gosrf

Как будет развиваться ситуация

ФАС и Минэнерго подготовили приказ об увеличении минимального норматива продаж на бирже бензина (с десяти до 15% от объема производства) и дизельного топлива (с пяти до 7,5%) — это позволит замедлить повышение «опта», а следом стабилизируется и розница. Но на согласование и принятие документа уйдет несколько месяцев.

РИА «Новости» считают, что приказ подействует, в лучшем случае, осенью. При этом ФАС также готовит свои предложения по акцизам: «В последние годы были главной причиной, провоцирующей рост цен на нефтепродукты», — говорил глава ведомства Игорь Артемьев. Однако резко снизить ставки нереально — от них зависят региональные бюджеты.

У ФАС есть предложение ввести механизм гибких ставок, зависящих от цены на нефть… Но такое предложение наверняка не устроит Минфин. И пока чиновники будут спорить, подоспеет очередное подорожание: с 1 июля акцизы опять повышаются — на 0,5 рубля на литр, как и в январе. И нефть продолжает дорожать… Здравствуй, бензин по 50 рублей?

Почему растут цены на бензин

Основных причин роста цен несколько:

  1. Повышение НДПИ и снижение экспортной пошлины на нефть.
  2. Повышение акцизов на бензин.
  3. Повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 1 января.
  4. Снижение курса рубля.
  5. От экспорта нефти прямо зависит наполнение госбюджета.

Большая часть поступлений в бюджет государства обеспечивают реализация энергоносителей, нефти и газа. Санкции, резкое ослабление курса рубля и экономический кризис снизили собираемость налогов.

Чтобы поступления в бюджет не сокращались, правительство повышает налоги, и прежде всего на продукцию нефтегазовой промышленности. 75% от стоимости бензина составляют налоги, который производитель платит в бюджет.

В последние годы НДПИ (налог на добычу природных ископаемых), как и акцизы на топливо повышались неоднократно. В сентябре 2017 года ставка НДПИ составляла 3630 рублей, в мае 2018 превысила 5,6 тыс. рублей за тонну. Рост почти в полтора раза.  Акциз за четыре года вырос почти вдвое. Если в 2014 году он составлял около 4,8 рубля за литр, то в начале 2018 года вырос до 8,4 рублей за литр.

Одновременно государство понижает экспортные пошлины на вывоз нефти из страны – в рамках, так называемого «налогового маневра». Тем самым дополнительно стимулирует нефтяные компании (первая тройка – Роснефть, Лукойл и Газпромнефть) увеличивать поставки за рубеж.

В этом виновато исключительно правительство

Популярный блогер и общественный деятель решил доступно объяснить своим читателям в ФБ, почему в России резко выросли цены на бензин:

«Для педантов: описанное ниже не претендует на точность 10 знаков после запятой, однако раскрывает глаза на механизм формирования цены на топливо в нашей стране в ближайшем будущем.

Для упрощения возьмем рыночную мировую цену на бочку нефти 1000 рублей и рассмотрим только два сбора: НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и экспортную пошлину.

КАК БЫЛО: Нефтяная компания (НК) добывает нефть при себестоимости добычи 200 рублей. Далее приходит государство и требует НДПИ 400 рублей. Итого, на выходе из скважины нефть для НК стоит 600 рублей. Далее НК должна эту нефть продать. Например буржуям. Но экспортная пошлина от продажной цены составляет 30%, в связи с чем, продав бочку нефти за 1000 рублей НК получит прибыль 100 рублей (200+400+300). Также, НК может продать эту же бочку нефти на внутреннем рынке на нефтеперерабатывающий завод и пошлину не платить. Но цена продажи бочки нефти для внутреннего рынка будет (для такой же прибыли 100 рублей) 700 рублей. Следовательно, за счет механизма НДПИ + экспортная пошлина цена на нефть внутри России была ниже ровно на величину экспортной пошлины.

КАК СТАЛО: Наше правительство приняло еще в 2015 году решение осуществить нефтяной маневр. Он предполагал перенос налоговых платежей 100% на НДПИ и обнуление экспортной пошлины. Итак, что произошло: НК добыла бочку нефти с себестоимостью по прежнему 200 рублей. Но НДПИ для неё составил уже не 400 рублей, а 700 рублей. Итого, цена бочки нефти для нефтяной компании составила 900 рублей. НО! Теперь НК может продавать нефть за границу без пошлины. Итак, НК стоит перед выбором, куда продать нефть: за границу и получить 100 рублей прибыли или на НПЗ по старой цене и получить 200 рублей убытка. Ответ очевиден. Нефть на НПЗ будет тоже продана, но уже по мировой цене 1000 рублей за бочку и иначе быть не может, так как продавать нефть себе в убыток будет только сумасшедший.

Конечно, это даст не такой мощный рост цен, какой есть сейчас. По моим оценкам, за счет этого «маневра» цена на топливо должна была увеличиться на величину от 4 до 5 рублей за литр. Но лето, жара, «жадность», как метко выразился Дмитрий Анатольевич привела к тому, что мы покупаем 92-й за 45 рублей за литр. А должны были по 41-42 рубля за литр. Но, самое главное в этом, это то, что кашу заварило само правительство, поэтому предлагаю им посмотреться в зеркало, прежде чем пенять на рост цен.

Ну и еще плохая новость. Чтобы сдержать рост цен, правительство снизило акцизы. В результате на дороги пойдет меньше денег и у нас будет больше ям и меньше дорог. Конечно не в этом году, а чуть позже. Красавцы, чо!»

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Добавить комментарий
Adblock
detector