Режим труда и отдыха водителей: основные правовые положения на 2019 год

Содержание

Обязанности профессионального водителя также регулируются законом. Но мало кто знает, что регулируется еще и отдых. Существует режим труда и отдыха водителей в 2019 году, и его нужно соблюдать. Разберем подробнее этот вопрос.

Рабочий график

Графиком занимается работодатель, это его обязанность. График должен быть составлен по всем правилам на месяц, в него входят:

  1. Рабочие дни и выходные.
  2. Количество часов длительности смены.
  3. Часы перерывов.

Графики могут быть составлены по двум планам, но количество часов в них неизменно. Т.е. либо ненормированный: один день много часов, а в другой меньше. Либо ведется ежедневный учет с нормированным количеством часов.

Ежедневный учет

Нормальная продолжительность рабочего времени водителя составляет 40 часов в неделю. Это стандартный рабочий график. Рабочие сутки продолжаются 8 ч. Водителям, как и всем положены два дня беспрерывного отдыха. Возможна и 6-дневка, но тогда время на работу не более 7 ч.

Режим труда и отдыха водителей: основные правовые положения на 2019 год

Суммированный учет

Если с первым вариантом все ясно, то данный вариант несколько посложнее. В месяц водитель должен отработать норму часов по закону, но при этом график будет непостоянным. Т.е. часы отрабатываются на протяжении месяца, а их количество в день может быть разным.

В некоторых регионах распространен и сезонный учет. В большинстве случаев это курортные зоны, где пик работы приходится на определенный сезон. Тогда график составляется не на 1 месяц, а больше. Максимально – 6 месяцев. Но количество общих часов все равно остается прежним. А график должен быть согласован с работником.

В итоге режим рассчитывается следующим образом: в апреле 30 дней, рабочих из них 22. Эта цифра умножается на 8 = 176 ч., это суммированный учет рабочего времени для водителей.

Это количество распределяется на весь месяц, а работа сверх нормы уже идет как сверхурочная. Распределение полностью случайно. Т.е. за один день вам могут поставить более 8 часов, но не больше 10, но в другие дни их будет уже меньше.

Междугородние перевозки другое дело. Смена может длится до 12, но в это время включен и отдых, который требуется водителю. Также 12-часовая смена может быть у водителей:

  • аварийно-спасательной службы;
  • пожарной;
  • инкассация;
  • учреждения здравоохранения;
  • пригородные автобусы и междугородние и др.

Что входит в рабочее время

В рабочее время входит не только сам процесс вождения. Водителю положено время на передышку, подготовку на выезд, медицинский осмотр, отсутствие заказа. Все это уже входит в рабочий день и время на это уходит не личное, а рабочее.

В некоторых случаях рабочее время делится. Это возможно для водителей автобусов. Тогда рабочий день разделяется на две части. Перерыв между ними составляет не более 3-х ч. Но режим труда и отдыха водителей все равно идет отдельно, т.е. не входит в этот перерыв. А сам перерыв не включается в рабочее время водителя.

Режим труда и отдыха водителей: основные правовые положения на 2019 год

Время на отдых

Есть несколько видов перерывов:

  • специальный;
  • отдых;
  • междусменный;
  • еженедельный.

Для каждого отведено свое время. Т.е. в графике должно быть предусмотрено время на обед, отдых между сменами и полноценный выходной.

Отдых

У всех должен быть обед, для водителей также предоставляется время на отдых. Оно должно быть не менее 30 минут и не более 2 ч. При смене в 12 часов перерыв может быть разделен на 2 части.

Междусменный

Под ежедневным отдыхом подразумевается время между сменами. Это время тоже нормированное. По закону отдых должен превышать время работы в два раза, но в эти часы входит обеденный перерыв.

Сменная работа подразумевает другой расчет. Если водитель работает на регулярных перевозках по 9-12 ч., то отдых может быть меньше, но потом ему должны дать 2 дня выходных.

Режим труда и отдыха водителей: основные правовые положения на 2019 год

Еженедельный

Норма часов отдыха в неделю составляет минимум 42 ч. Это время должно быть непрерывным, и сюда не включен ежедневный отдых.

Специальный

Есть небольшие перерывы в работе, не более 15 минут. Они предоставляются для небольшой передышки. Воспользоваться таким специальным отдыхом можно только после 4-часового непрерывного вождения, а затем каждые последующие 2.

Ненормированный режим

Иногда водителя работают по ненормированному графику. Это прописано в законодательстве. Ненормированный график существует по тем же законам. Количество рабочих часов в неделю не превышает нормы, а под отдых отведены дни отдыха. Ненормированный день может длиться сколько угодно, но должен быть согласован с водителем.

Вождение ТС

В обязанности водителя включен не только непосредственно процесс управления авто. Также сюда относится простой, медосмотр, подготовка авто и другие. Т.е. фактическое время за рулем авто занимает не весь рабочий день.

За весь день в совокупности на вождение должно быть затрачено не более 9 часов.

Это время сокращается до 8, если водитель осуществляет перевозки пассажиров в горах на автобусе длина которого превышает 9 и 5 метра или с крупногабаритным грузом, время снижается до 8.

Общее количество времени за рулем может быть и больше, но только в случае совершения вождения пригородного или городского автобуса.

Режим труда и отдыха водителей: основные правовые положения на 2019 год

Режим труда и отдыха водителей автобусов

Автобусы бывают разными, поэтому распределение труда и отдыха зависит от нескольких факторов: длительность маршрута, городской автобус или междугородник.

Водителям автобуса положены те же 40 часов работы в неделю. Если стандартный график построить невозможно, то график составляется из разницы положенных часов. Но тогда смена может длиться 8, 10, а в особых случаях и 12 ч.

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу 2019

Перевозка грузов дело ответственное, но не редки случаи, когда работодатель экономии на отдыхе водителя. Для этого ввели тахографы, это устройство помогает выявить нарушения. За нарушение режима отдыха штраф будет выписан водителю и работодателю. Режим у дальнобойщиков точно такой же, как и в остальных случаях, им положен перерыв, полноценный отдых и междусменный отдых.

За нарушение режима могут выписать штраф от 1 до 3 тысяч рублей. Если по каким-либо причинам прибора нет или он неисправен, то штраф возрастает до 10 тысяч рублей.

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу в 2019 году

Режим труда и отдыха водителей: основные правовые положения на 2019 год

Порядок и расчёт времени труда водителей должны соответствовать требованиям законодательства. Согласно правовым нормам распределение времени работы и длительности отдыха водителя, оно должно состоять из времени:

  • — когда водитель управляет автомобилем в движении;
  • — затраченного на подготовительные работы к рейсу, на работы по погрузке и разгрузке и т.д.;
  • — простоя, произошедшего по чужой вине;
  • — на работу, затраченную на технические осмотры обслуживание и устранение неисправностей грузовика;
  • — на отдых, перерывы, приём пищи и т.д.
  • Режим работы и отдыха водителей по тахографу способствует оптимизации трудового режима водителей, и позволяет выполнить требования трудового законодательства.
  • Тахограф, режим труда и отдыха — особенности применения прибора.
  • Порядок учёта времени работы и отдыха с использоваем тахографа:
  • — водитель вначале рабочей смены помещает в ячейку тахографа личную карту и вводит нужные данные на аналоговом приборе, а на цифровом – данные вводятся автоматически;
  • — тахограф фиксируетданные о скоростном режиме автомобиля, его маршруте, о времени движения и простоя, контролируя работу водителя во время рабочей смены;
  • — по окончанию смены, личная карта водителя изымается из устройства. При этом информация сохраняется и может в любое время расшифроваться и отпечататься.

Здесь можно заказать карту водителя для тахографа — http://www.tahocard.ru/ есть офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Волгограде, Уфе и других городах России.

Анализ рабочей смены водителя проводится на основе информации тахографа. Эта информация может выявить нарушения и отклонения в соблюдении графиков движения автомобиля и отдыха водителя.Таким же образом может проводиться анализ и для режимов работы водителя с напарником.

Мониторинг работы водителя, по требованию руководства транспортной кампании, может проводиться ежемесячно, еженедельно и даже ежесменно.

По требованию законодательства, тахограф должен быть обязательно установлен на грузовые автомобили и автобусы, которые заняты в грузопассажирских перевозках. Он позволяет:

  • — фиксировать информацию о технических показателях транспортного средства;
  • — учитывать режимы работы, периоды движения, простои в связи с вынужденным ремонтом, под погрузкой и разгрузкой;
  • — фиксировать ошибки тахометра, а также периоды отсутствия электропитания прибора, движение автомобиля без карты водителя и даже попытки несанкционированного вмешательства в его работу

Режим работы по тахографу расшифровывается с помощью специального программного обеспечения. Тем самым позволяет руководству транспортной компании вести эффективный анализ и контроль работы автомобилей и водителей и на основе объективных данных режима работы по тахографу принимать решения по оптимизации и коррекции этого режима.

Режим труда и отдыха водителей: основные правовые положения на 2019 год

Работа по тахографу в России, режим труда.

Основное предназначение тахографа – это сбор и хранение данных о работе автомобиля, которые способствуют оптимизировать работу транспорта, логистику и эффективность маршрутов, что позволяет принимать успешные решения по развитию бизнеса.

Однако информация о работе водителей также является одним из важных показателей, на основе которых составляются графики чередования работы и отдыха работников, устанавливаются оптимальные их режимы работы в соответствии российского законодательства.

Требования российского законодательства:

  • — общее время управление водителем автомобиля или автобуса — не более 9 часов в день;
  • — общее время управления для водителя на внутрироссийских направлениях не должно превышать 90 часов за 14 дней;
  • — время кратковременного отдыха – не менее 45 минут в смену (может иметь три интервала продолжительностью по 15 минут);
  • — общее время отдыха между смежными сменами работы водителя грузовика или автобуса не менее 12 часов;
  • — суммарное время для отдыха водителя в неделю – 42 часа ( иногда может составлять 29 часов).

Режим работы водителя дальнобойщика по тахографу

Нормативы труда и отдыха водителей дальнобойщиков, на перевозках на дальние расстояния:

  • — общее время управления для дальнобойщика — не свыше 9 часов в смену;
  • — общее время управления для водителя дальнобойщика не более 90 часов за 14 дней;
  • — время кратковременного отдыха не меньше 45 минут (может использоваться, как единоразово, так и может разделяться на два отрезка по 30 и 15 минут);
  • — общее еженедельное время отдыха для водителя дальнобойщика – 45 часов ( может сокращено до 25 часов).

Стандартный режим работы по тахографу по России не должен быть больше 40 часов. При этом те водители, которые работают пятидневную неделю, имеют 8 часовую ежедневную смену, а те, кто шесть дней в неделю работает – то смена длится 7 часов.

Режим труда и отдыха водителей: основные правовые положения на 2019 год

Решение о применении суммарного времени работы принимает работодатель, однако при условии, что оно прошло согласование с профсоюзной организацией. В случае отсутствия профсоюзов – тогда согласовывается такой режим работы по тахографу непосредственно с водителями.

При использовании суммированного времени работы, продолжительность смены водителя — не более 10 часов в день. Однако когда в междугородных грузоперевозках водителю нужно доехать к месту отдыха, тогда рабочая смена, в виде исключения может быть продолжена до 12 часов.

Зачастую, из-за скоропортящегося груза требуется необходимость работы водителя более 12 часов, тогда ему назначается напарник или сменщик при условии, что кабина автомобиля оснащена местом для сна. В случае отсутствия спального места – одновременная работа двух водителей на таком автомобиле запрещена.

Режим работы водителя по тахографу

Последние публикации

Подробности Категория: ПДД Опубликовано 22.02.2019

  • Режим труда и отдыха водителей: основные правовые положения на 2019 год

  • В Правила дорожного движения введут новый раздел под названием «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха».
  • Режим труда и отдыха водителей грузовиков и автобусов зафиксируют в ПДД. Основные ограничения, которые предполагается внести:
  • в сутки находиться за рулем грузовиков полной массой более 3,5 тонн или автобуса можно будет не более 9  часов;
  • каждые 4,5 часа нужно делать 45-минутный перерыв (либо два перерыва — 15 и 30 минут);
  • при необходимости можно ехать 10 часов подряд, но в течение недели такой график возможен не более 2 раз;
  • каждый день водитель должен отдыхать от управления машиной не менее 11 часов;
  • в течение недели суммарное время нахождения за рулем не должно превышать 56 часов, в течение двух недель — не более 90 часов.

Режим труда и отдыха будет контролироваться автоматически — с помощью тахографов: с 1 ноября 2019 года приборы учёта должны быть установлены на всех грузовиках массой более 3,5 тонны и автобусах независимо от того, кто является собственником — физическое или юридическое лицо.

Естественно, за нарушения предусмотрены и штрафы. Так, в КоАП за нарушение «установленного режима труда и отдыха» прописан штраф от 1 000 до 3 000 рублей.

Кроме того, на рассмотрении Госдумы находится проект поправок, который увеличивает санкцию до 5 000 рублей для водителей и вводит штраф 7-10 тысяч для должностных лиц и 20-50 тысяч для юрлиц за нарушение труда и отдыха.

Изменения режима труда и отдыха с 5 июня 2018

Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, с 5 июня 2018 года вступили в силу новые требования к режиму труда и отдыха водителей. Согласно приказу Минтранса России от 3 мая 2018 г. № 170, с 5 июня 2018 года при суммированном учете рабочего времени общая продолжительность управления автомобилем за неделю не должна превышать 56 часов и 90 часов за две недели подряд.

Помимо этого, с указанной даты водителей обязали не позже, чем через 4 часа управления автомобилем делать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, а впоследствии такие перерывы предусмотрены не позже чем через каждые 2 часа.

Также появилось положение, согласно которому продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо предоставить возможность доехать до места отдыха. Однако уточняется, что это не отменяет все существующие ограничения по времени управления автомобилем.

Особое внимание уделяется водителям, осуществляющим перевозки для вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, и оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов: продолжительность их ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, что общая продолжительность управления автомобилем в течение смены не будет превышать 9 часов.

Нововведения не касаются водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей.

Большую часть этих поправок решеное перенести в текст ПДД.

Режимы труда и отдыха водителей в 2019 году

В Российской Федерации существует несколько документов, которые определяют требования к водителям и их работодателям (либо нанимателям) в части соблюдения режимов труда и отдыха. Каждый руководитель автопарка и все работники, связанные с управлением транспортом, должны быть в курсе положений этих законодательных актов.

Нормативная база

Главный российский документ, регулирующий вопросы труда во всех сферах – это Трудовой кодекс. В Разделе IV Части III ТК РФ представлены основные понятия, права и обязанности, касающиеся условий режима работы. В Разделе V Части III ТК РФ сформулированы условия режима отдыха.

Детали регулирования труда работников транспорта перечислены в Главе 51 Раздела XII Части IV ТК РФ. В этой же главе, в Статье 329 сказано, что конкретные особенности режима труда и отдыха водителей устанавливаются федеральным органом власти, ответственным за транспорт, то есть Минтрансом.

Подробные требования по соблюдению РТиО на транспорте прописаны в Приказе Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Последние изменения в этот документ вносились в 2018 году.

Если речь идет о международных перевозках, то приоритетное значение имеют правила ЕСТР – Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (Статьи 6-8).

Основные правила

В Приказе Минтранса № 15 установлены два варианта учета рабочего времени водителей: ежедневный и суммированный с учетным периодом в один месяц.

– При ежедневном учете продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих 5 дней в неделю с 2 выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих 6 дней в неделю недели с 1 выходным – 7 часов.

– При суммированном учете время управления автомобилем в течение смены может быть увеличено до 10 часов, но не более 2-х раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов, а за две недели подряд – 90 часов

При сверхурочных работах длительность смены может быть увеличена до 12 часов, но сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4-х часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Не позднее чем через четыре часа управления автомобилем, водитель обязан делать перерыв на отдых длительностью не менее 15 минут. В дальнейшем такие перерывы предусматриваются не более, чем через каждые 2 часа.

В середине рабочей смены водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2-х часов и не менее 30 минут.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2-х часов и не менее 30 минут.

В документе есть различные уточнения и поправки, зависящие от особенностей перевозок. Отдельные положения приказа могут выполняться только по согласованию с водителями и профсоюзом. Для точного понимания всех аспектов обязательно изучите полный текст Приказа Минтранса №15.

Контроль и штрафы

Как известно, для контроля за соблюдением режимов труда и отдыха грузовые и пассажирские перевозчики обязаны устанавливать тахографы. Требования к этим устройствам изложены в Приказе Минтранса №36, а порядок оснащения различных типов ТС прописан в Приказе Минтранса №273.

Если на транспорте категорий N и M нет тахографа и отсутствует контроль за соблюдением РТиО, то это может повлечь штрафы в соответствии со Статьей 11.

23 КоАП РФ («Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха»).

Также работодателю и должностным лицам грозят санкции согласно Статье 5.27 КоАП РФ («Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»). 

Предстоящие изменения

В начале этого года Минтранс выступил с инициативой ввести в ПДД раздел под названием «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха». Во многом это связано с тем, что с 1 ноября 2019 года тахографы станут обязательными для физических лиц, управляющих грузовиками свыше 3,5 т и автобусами свыше 8 пассажирских мест (ФЗ №386).

Предлагается закрепить следующие правила:

  • нахождение за рулем в течение суток – не более 9 часов;
  • обязательные перерывы – 45 минут каждые 4,5 часа, или два перерыва по 15 и 30 минут;
  • отдых для водителей – не менее 11 часов в сутки;
  • общее время за рулем в течение недели – не более 56 часов, в течение двух недель – не более 90 часов;
  • в качестве исключения можно управлять ТС без остановок 10 часов, но не более 2-х раз в неделю.

Параллельно с этим в Государственной Думе обсуждается законопроект по ужесточению наказаний за отсутствие тахографа и несоблюдение РТиО. Если поправки будут приняты, то в Статье 11.23 КоАП появятся такие штрафы:

  • водитель – от 3 до 5 тыс. руб.;
  • должностные лица – от 7 до 10 тыс. руб.;
  • юрлица и ИП – от 20 000 до 50 000 рублей, либо приостановка деятельности до 90 суток.

Скорее всего, все эти изменения вступят в силу – либо в предлагаемом, либо в скорректированном виде. Не лишним будет сказать, что работать без цифрового тахографа станет окончательно невозможно. Поэтому предпринимателям и юрлицам, которые не установили тахографы или используют устаревшие аналоговые модели, следует быстрее взяться за решение этого вопроса.

Напомним, что для правильной работы с тахографами требуются карты водителя и предприятия, считыватели карт, программы для выгрузки/хранения данных и различные расходные материалы. А для более эффективного контроля и снижения затрат рекомендуется обеспечить передачу данных из тахографа в систему мониторинга транспорта.

Уточнить подробности и понять, как выгоднее всего организовать в автопарке работу по контролю за соблюдением режимов труда и отдыха, вы можете у наших специалистов

Режим и составление графика труда и отдыха водителей в 2019 году. Ответственность за нарушение режима

Режим труда и отдыха водителей регулируется Приказом Минтранса РФ №15 от 20.08.2004 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». В 2019 году никаких изменений в этой сфере не произошло.

Составление графика

Составить расписание и донести информацию до сведения работника (водителя) обязуется работодатель. График составляется ежемесячно и отражает такие моменты, как:

  • количество трудовых дней;
  • время начала и окончания смен;
  • время перерывов для каждой из смен;
  • выходные дни для каждой недели.

Для сотрудников, которые совершают дальние рейсы, следует составлять отдельное расписание.

Как учитывается рабочее время

Для учета трудового периода составляется специальное расписание времени труда, которое бывает двух типов:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  1. Ежедневное, когда длительность каждого рабочего дня находится в пределах дозволенного законодательством.
  2. Суммированное, когда длительность трудового дня может различаться, однако, количество рабочего времени в месяц обязано соответствовать законодательной норме.

Пункт 15 Закона №15 от 20.08.2004 описывает все периоды в работе водителей и насчитывает десять подпунктов, что в том числе свидетельствует о том, что сотрудник на протяжении трудового дня не должен быть постоянно за рулем автомобиля.

Например, если сотрудник имеет стандартный восьмичасовой график работы, то в это время должны быть включены осмотры перед рейсом и после него, время для отдыха и т. д.

Кроме того, следует помнить, что:

  • предоставление времени отдыха за счет сокращения обеденного перерыва сотрудника незаконно;
  • время охраны груза можно учитывать не полностью, однако, необходимо засчитывать не менее, чем тридцать процентов потраченного на охранные мероприятия времени.

Ежедневный график

При использовании ежедневного учета водитель работает сорок часов в неделю. То есть при пятидневке длительность рабочего времени составляет восемь часов ежедневно, при шестидневке — семь часов.

Суммированный график

При суммированном учете трудовое время рассчитывается не за день, а за месяц (пункт №8 Закона №15 от 20.08.2004), а в некоторых случаях и за более длительный период:

  • три месяца при согласовании с профсоюзом;
  • полгода на курортных и сезонных работах.

При суммированной схеме длина рабочего периода не может превышать установленную законом норму.

  • Например, в месяце из тридцати календарных дней двадцать два рабочих дня, в таком случае сотрудник должен проработать не более ста семидесяти шести часов (22*8), при этом в некоторые дни сотрудник может работать более восьми часов.
  • Следует обратить внимание, что в некоторых ситуациях трудовой день может быть увеличен до двенадцати часов:
  • Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • при междугородних перевозках;
  • для водителей городских и пригородных автобусов;
  • для водителей, обслуживающих социально значимые организации: органы власти, больницы, коммунальные службы, телерадиокомпании и т. д.

Управление автомобилем: ограничение по времени

Ограничение по времени для управления автомобилем составляет девять часов в день. Этот период следует уменьшить до восьми часов:

  • при работе в горах;
  • при управлении пассажирскими автобусами длиннее девяти с половиной метров;
  • при перевозке тяжелых и масштабных грузов.

Длительность может быть увеличена при суммированном графике до десяти часов не чаще двух раз в неделю. При этом общая сумма рабочего времени в неделю не может превышать пятидесяти шести, а за две недели — девяноста часов.

Отдых водителей

Свободное время водителей складывается из следующих составляющих:

  1. Перерыв для отдыха и принятия пищи (обед) продолжительностью от тридцати минут до двух часов. Если трудовая смена превышает восемь часов, может предоставляться две перерыва для принятия пищи.
  2. Ежедневный (междусменный отдых), который при ежедневном учете обязан быть в два раза больше, чем время самой смены. То есть при графике с 8 до 17 и перерывом на час следующий рабочий день должен начинаться не раньше, чем через пятнадцать часов. А при суммированном учете длительность перерыва обязана составлять не менее двенадцати часов. Исключение составляет работа на городских и пригородных маршрутах: до девяти часов отдыха между первой и второй сменой. При этом после второй смены сотруднику положен отдых в течение двух суток. При работе на междугородних маршрутах: до одиннадцати часов отдыха (девять часов не более трех раз в неделю) с предоставлением дополнительного отдыха за неделю, равносильного проработанным сверх нормы часам. На междугородних маршрутах, кроме того, используют разбитие периода отдыха, однако, одна из частей не может быть менее восьми часов, а общее время менее двенадцати часов.
  3. Еженедельные выходные, которые должны составлять не менее сорока двух часов. Следует обратить внимание, что в это время не входит междусменный отдых.

Ответственность за нарушение режима

В соответствии с ФЗ №138 от 01.05.2018 за нарушения режима труда и отдыха положены такие виды наказаний, как:

  • для водителей до пяти тысяч рублей;
  • для должностных лиц до десяти тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц до пятидесяти тысяч рублей.
  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Новые требования к организации труда и отдыха водителей в 2019 году по приказу Минтранса

На законодательном уровне существуют нормы регулирующие длительность пребывания за рулем водителей грузовых, легковых авто автобусов. Режим труда и отдыха водителей влияет на безопасность пассажиров, грузов, а также других водителей.

Обычно, на любом предприятии есть график работ водителей на месяц.

Такие графики  учитывают начало и конец смены, обеденный перерыв и время для отдыха, выходные и праздничные дни, а также специальные перерывы для определенных категорий водителей, если таковы имеются.

Изменились требования к организации труда и отдыха водителей

Требования к организации труда и отдыха водителей в 2019 году немного изменились. Учёт рабочего времени может быть ежедневным или суммированным. Ежедневный учёт регулируется  приказом Минтранса 15. Это или пятидневка с рабочими днями по 8 часов или шестидневка, но по 7 часов.

Это время включает не только конкретное время пребывания за рулём, но также время, которое водитель тратит на выполнение других рабочих обязанностей. При суммированном учёте допустимы расхождения в длительности рабочего дня.

Смены могут быть длинными и не соответствовать нормативам, но общее количество рабочих часов в месяц должно укладываться в нормы.

Рабочее время водителя

Организация труда включает в себя не только время, когда водитель находится за рулем авто.

Оно включает в себя также: простой автомобиля (причины которого не зависят от водителя), время на подготовительные работы перед началом смены и после завершения рейса, время на медосмотр перед выходом на смену, период времени, когда автомобиль управляется напарником (дальние рейсы), время на техническое обслуживание транспортного средства, а также устранения поломок, перерыв на отдых, специально установленные работодателем в конечном пункте и в процессе передвижения.

Отдельно стоит упомянуть о времени, которое водитель тратит конкретно на управление транспортным средством. В течение смены этот период не должен превышать 9 часов.

Если говорить о водителях в горной местности или о габаритных транспортных средствах (превышающих 9,5 м), то время управления авто сокращается до 8 часов.

Если используется суммированный учет рабочего времени, то за 2 недели длительность управления транспортным средством не должна превышать 90 часов. Длительность управления автобусом может достигать 11 часов при смене, длительностью в 12 часов.

Время отдыха водителя

Отдых для водителей включает в себя: обеденный перерыв, еженедельные выходные, перерывы на питание и спецперерывы для водителей-международников. Длительность полноценного приёма пищи, в зависимости от продолжительности смены, варьируется от 30 до 120 минут. Если рабочий день превышает 8 часов, обеденный перерыв может составлять 2 часа.

При работе на пригородных или городских перевозках, время на отдых между сменами составляет 9 часов. При этом отдых в 2 суток положен водителю после окончания второй смены. При междугородних перевозках время на отдых между сменами составляет до 11 часов. При этом сокращать время на отдых до 9 часов допустимо только 3 раза в неделю.

Если такое происходит, в конце рабочей недели предоставляется дополнительный отдых до конца следующей недели. Длительность такого отдыха должна приравниваться к количеству потерянных часов в течение рабочей недели. Разбитый отдых между сменами допускается в отдельных случаях.

Деление происходит так, чтобы одна часть приравнивалась к 8 часам, а общее время не было менее 12 часов.

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу в 2019 году – работа России, дальнобойщика

  • При осуществлении грузовых перевозок по Российской Федерации и других странах, необходимо обязательно учитывать требуемый режим труда и отдыха водителей грузовиков.
  • Это позволяет не перерабатывать сотрудникам и исключает возникновение аварийных ситуаций вследствие усталости.
  • Поэтому крайне важно становится знать, какой режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу в России в 2019 году существует, и каковы его значения на данный момент.
  • Работодатели нередко заставляют своих сотрудников перерабатывать, и это касается и водителей, которые для того, чтобы быстрее довезти груз, вынуждены не спать днями.
  • Между тем, именно по причине усталости происходит большинство аварий, которые влекут за собой самые непредсказуемые последствия.
  • Для отслеживания режима работы водителей было введено обязательное требование наличия тахографа, который может отслеживать информацию о водителе и фиксировать нарушения.

Чтобы не получать штрафов и не становиться виновником ДТП, следует рассмотреть, какой режим работы будет оптимальным для водителей.

Все требования к нормативам труда и отдыха прописаны в законодательных актах, включая количество часов в зависимости от режима работы водителя, а также учитывая перерывы в работе.

Если будет выявлено, что тахограф зафиксировал нарушение, то штраф будут платить как водители, так и их начальники, ведь безопасность на дорогах — одна из главных проблем России.

Основные понятия

Чтобы разобраться в порядке режима работы водителей и не допускать нарушений при составлении графика, следует для начала ознакомиться с основными терминами.

Они позволят понять, что подразумевается под графиком, какие у него есть особенности, и что используется для отслеживания периодов работы.

Термин Значение
Тахограф Специальное техническое устройство, которое используется для мониторинга маршрута автомобиля, его скорости, а также отслеживает режим работы водителя. Тахограф подключается к датчикам на основных узлах автомобиля, что и дает возможность получать наиболее полную информация о процессе использования машины
График работы Временные промежутки, в которые сотрудник должен трудиться с обязательными перерывами и заранее оговоренным периодом отдыха, дающим возможность отвлечься от рабочего процесса и психологически разгрузиться
Дальнобойщик Водитель грузового автомобиля или автобуса, должностные обязанности которого заключаются в доставке пассажиров или грузов на дальние расстояния. Обычно дальнобойщики работают парами, обеспечивая отдых друг друга и подстраховывая на случай непредвиденной ситуации

Принцип его назначения

Разрабатывать график работы и отдыха водителя следует таким образом, чтобы сотрудник работал количество времени, не превышающее установленный законодательством размер.

Более того, следует отводить достаточно времени для отдыха, чтобы водитель мог не только размяться, но и достаточно поспать.

Остановки для кратковременной передышки также должны быть, поскольку это время может быть потрачено на прием пищи, быстрый сон или прочие жизненные потребности.

Таким образом, составлять график работы водителя необходимо в соответствии с рекомендациями Министерства транспорта.

  1. При этом в расписании обязательно должно быть время не только на кратковременные передышки, но и полноценный отдых между сменами.
  2. Кроме того, водитель имеет право также на обеденный отдых, а длительность смены жестко ограничена, чтобы не допускать переработки человека.
  3. А руководство должно ясно представлять, что будет в случае нарушения.

Какими нормативными актами регулируется

Основным законодательным актом касательно режима работы водителей, которые причисляются к сотрудникам транспорта, является Трудовой кодекс Российской Федерации.

  • В его главе 51 регламентирован прием на работу сотрудников, связанных с движением транспортных средств, их рабочее время и требования к дисциплине.
  • Конкретно о времени работы сказано в статье 329, в соответствии с ней, работодатели могут устанавливать собственный график работы водителей, но вольности допускаются только для улучшения положения.
  • Таким образом, установить график работы хуже, чем он описан в Кодексе, попросту невозможно.

Кроме того, профильным нормативным актом считается и приказ Минтранса России “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей”.

В этом приказе под номером 15 оговаривается как рабочее время, так и длительность отдыха, тем самым регламентируются требования к графику.

Причем этим документом регулируется не только стандартный рабочий график, но и суммированный, который устанавливается в ситуации, когда предприятие не может обеспечить нормированный рабочий день.

Возникающие нюансы

Для того, чтобы график работы и отдыха водителя был максимально соответствующим закону, следует понимать, как нужно будет формировать его в разных ситуациях.

Следует разобраться не только в основных принципах формирования рабочего времени водителя, но и организации учета дня, а также основных факторах работы.

Кроме того, следует разобраться, как стоит выполнять нормы, если транспортом управляет два человека, и сколько будет нужно заплатить, если будет выявлено нарушение трудового режима.

  1. Обязательно нужно учесть, что тахограф, который установленный в грузовике, может проверить сотрудник ГИБДД и назначить штраф при несоответствии значений.
  2. Для этого он использует либо считыватель, либо карту контролера, которая дает возможность распечатать основную информацию.
  3. Поэтому нужно не только составлять график, но и следить за его выполнением, а также вовремя пресекать имеющиеся нарушения, если они были зафиксированы.

Принцип формирования рабочего времени сотрудника

Закон регламентирует, что водитель должен работать определенное количество времени в день, либо же месяц.

График нужно разрабатывать с его требованиями, поскольку в таком случае к нему не возникнет претензий у контролирующих органов.

Режим труда и отдыха водителей в 2019 году

Правильная организация труда и отдыха водителя входит в обязанности работодателя и позволяет обеспечивать безопасность пассажиров, перевозимых грузов. В статье расскажем, как выполнить все требования законодательства.

Режим труда и отдыха водителей: приказ Минтранса 15

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей было утверждено приказом Минтранса № 15 от 20 августа 2004 года. Требования этого нормативного документа в обязательном порядке следует учитывать при составлении графиков работы и перевозок.

В июне 2018 года приказом Минтранса № 170 были утверждены изменения в Положение № 15. В п.10 данного документа указано, что продолжительность рабочей смены дальнобойщика может составлять до 12 часов на дальних рейсах.

Но в этом случае работнику нужно предоставить возможность полноценного отдыха, причем не в кабине автомобиля, а в жилом помещении. Ключевое слово здесь – жилое.

Работодатель должен позаботиться о том, чтобы по окончании рабочего дня водитель отдыхал и набирался сил для дальнейшего управления ТС.

Также до 12 часов могут работать водители городских и пригородных маршрутов общественного транспорта. Если же продолжительность рейса составит более 12 часов, нужно выдать путевой лист двум работникам. В этом случае они работают в смену. Пока один управляет машиной, другой – отдыхает, и наоборот.

Приказ № 170 запретил превышение времени управления ТС более 56 часов в неделю. Раньше можно было работать не более 90 часов 2 недели подряд. При этом под «неделей» подразумевается период времени с 00 часов понедельника и до 24.00 часов воскресенья. 

В приказах 15 и 170 содержатся указания, регламентирующие организацию труда и отдыха лиц, управляющих ТС.

Их нарушение может повлечь за собой привлечение к административной ответственности, а если в ходе аварии или катастрофы работник или пассажиры получат тяжкие или смертельные повреждения здоровья, то и к уголовной ответственности. При этом в первую очередь к уголовной ответственности будет привлечен руководитель предприятия.

Режим работы водителей по Трудовому кодексу

Общие указания по учету рабочего времени имеются в 91 статье ТК РФ. В 329 статье ТК РФ указано, что особенности организации труда лиц, управляющих ТС, должны быть установлены Министерством транспорта РФ, при этом должно быть учтено мнение профсоюзов России и ассоциации работодателей. Устанавливаемые особенности не могут ухудшать положения работников.

Режим труда и отдыха водителей ЕСТР

1 июля 1970 года в Женеве было подписано Европейское соглашение для экипажей, осуществляющих международные перевозки по территории Европейского сообщества. Запрещено управление ТС свыше 9 часов. Только 2 раза в неделю допускается продлить работу до 10 часов.

Если шофер был за рулем 4 с половиной часа, он должен не менее 45 минут отдыхать. Этот перерыв можно заменить тремя пятнадцатиминутными паузами для отдыха, которые можно распределить на весь рабочий день.

Запрещается во время перерыва заниматься любой другой работой, например, ремонтом ТС, подкачкой шин, заполнением путевого листа. Водитель должен или спать, или просто отдыхать.

При этом он может ехать в качестве пассажира, пока машиной управляет его сменщик, или ожидать окончания перерыва. Такой перерыв оплачивает работодатель. 

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу с 2018

Работодатель обязан составлять графики работы водителей ежемесячно и знакомить с ними работников. В графиках указывают начало и окончание смены, время перерывов, еженедельные выходные дни. Продолжительность междусменного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены. 

  • Программу обучения по охране труда для водителя

Некоторые специалисты по охране труда считают, что тахограф служит для учета времени управления ТС. При этом тахограф является всего лишь одним из методов фиксации затрат рабочего времени. Поэтому, если в пути он сломается, водитель будет обязан продолжать свой путь, а отметки о перерывах проставлять вручную, используя для этого оборотную сторону ленты.

Тахографы или карты к ним часто выходят из строя.

Инспектора ГИБДД или УГАДН не имеют право штрафовать водителя или арестовать транспортное средство, если время труда и отдыха фиксируется вручную после поломки.

Другое дело, если тахограф был неисправен до рейса. В этом случае у инспекторов претензии будут уже к лицу, подписавшему путевой лист – к контролеру ТС и ответственному за обеспечение БДД. 

Учет рабочего времени водителя: ежедневный и суммированный 

Есть два метода учета рабочего времени за рулем: ежедневный и суммированный. Если работник трудится в режиме сорокачасовой рабочей недели, например, с 9 до 18 пять дней в неделю, то применяется ежедневный учет.

Если же продолжительность смены нельзя ограничить 8 часами в день, применяется суммированный учет. Но при этом запрещается превышать норму часов в месяц. Такая норма указана в производственном календаре на каждый день.

Продление смены необходимо согласовать с представительным органом работников.

В рабочее время, помимо периодов непосредственного управления ТС, включают перерывы на отдых и обед в пути и на конечных пунктах, подготовку к выезду и завершающие работы после приезда, предрейсовый и послерейсовый медосмотр, погрузку и разгрузку, либо посадку и высадку пассажиров, устранение неисправностей автомобиля, присутствие на рабочем месте в период, когда автомобилем управляет сменщик, время простоев не по вине водителя, другие ситуации, предусмотренные законодательством. 

Штраф за несоблюдение режима труда и отдыха водителей по тахографу 

Если транспорт работодателя не будет оборудован тахографом, штраф будет установлен по статье 11.23 КоАП РФ для граждан и должностных лиц (руководитель организации, а также аттестованный в УГАДН ответственный за обеспечение БДД).

Оснащать ТС данными средствами фиксации рабочего времени должны все владельцы ТС, независимо от того, в аренде или в собственности находится автомобиль.

Узнайте, как пользоваться тахографом с картой водителя>>>

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей

Обновление: 13 июля 2016 г.

Соблюдение режима труда и отдыха водителей является очень важным вопросом в сфере безопасности дорожного движения. Как показывает практика, несоблюдение такого режима может привести к трагическим последствиям.

Поэтому государство уделяет данной проблеме большое внимание, в т.ч.

, в сфере правового регулирования указанного режима, а также соответствующего контроля за исполнением необходимых требований субъектами, использующими труд водителей.

Положение о режиме труда и отдыха водителей

  • Статья 329 Трудового кодекса РФ указывает на наличие особенностей режима работы и отдыха работников, управляющих автомобилями.
  • Такие особенности закреплены в Положении, утвержденном Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года N 15 (далее – Положение).
  • Из пункта 3 Положения следует, что данные особенности в обязательном порядке учитываются при формировании графиков работы шоферов.

Нормы труда и отдыха водителей

Вышеуказанным Положением установлены нормативы времени работы и отдыха работников, управляющих транспортными средствами.

В частности, установлено, что:

  • норматив рабочего времени для шофера не должен быть выше сорока часов в неделю;
  • если водитель работает на «пятидневке», смена не должна быть больше 8 часов в день;
  • если водитель работает на «шестидневке», максимум продолжительности смены — 7 часов;
  • если указанные общепринятые нормативы ввиду каких-либо особенностей не могут быть соблюдены, для шофера устанавливается суммированная форма учета времени его труда. В этом случае продолжительность смены составляет не более 10 часов;
  • по общему правилу «обеденное время» водителя составляет от тридцати минут до двух часов в середине трудового дня;
  • междусменный отдых включает в себя «обеденное время» и должен быть не менее двойной продолжительности рабочей смены;
  • еженедельный отдых водителя (норма отдыха в выходные дни) должен составлять не менее 42 часов непрерывно;
  • для отдельных видов деятельности, в которых заняты водители (напр., пассажирские перевозки автобусами, скорая помощь и т.п.), предусмотрены свои особенности в части нормативов.

Режим работы и отдыха водителей по тахографу

Контроль за соблюдением режима работы и отдыха работников, управляющих транспортом, осуществляется при помощи тахографов.

В настоящее время ими оснащаются автомобили, используемые организациями и предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров и (или) грузов.

Однако в скором времени такое оснащение может стать обязательным и для простых граждан – владельцев автобусов и грузовиков. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение в Государственную Думу.

Главной функцией тахографа является обеспечение непрерывного учета информации о скорости и маршруте передвижения автомобиля, а также о режиме труда водителя (статья 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года “О безопасности дорожного движения”).

Порядок использования тахографов утвержден Приказом Минтранса России от 21 августа 2013 года.

Нарушение режима труда и отдыха водителя

Обязанность соблюдать режим работы и отдыха рассматриваемых работников установлена пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года “О безопасности дорожного движения”.

Согласно части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) управление грузовым автомобилем или транспортом для перевозки пассажиров без тахографа влечет штраф:

  • гражданам — от 1000 до 3000 рублей;
  • должностным лицам и предпринимателям — от 5000 до 10000 рублей.

Согласно части 2 указанной статьи нарушение водителем режима труда и отдыха влечет штраф от 1000 до 3000 рублей.

На основании подпункта «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров одним из требований при осуществлении соответствующих перевозок является соблюдение положений статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения от 10.12.1995.

  1. Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ нарушение лицензионных требований может повлечь:
  2. гражданам — от 1000 до 2000 рублей;
  3. должностным лицам и предпринимателям — от 3000 до 4000 рублей;
  4. организациям — от 30000 до 40000 рублей.

Форум для бухгалтера: Задайте вопрос и получите ответ эксперта

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Добавить комментарий